Достопримечательности Кашина
Достопримечательности Кашина
Воскресенский собор в Кашине
Воскресенский собор - пятиглавый храм с апсидой, трапезной и трёхъярусной колокольней высотой 76 метров, общая длина постройки составляет 63 м, ширина – 26 м. Собор находится в историческом центре города Кашина, является одним из самых больших на тверской земле. Воскресенский собор в Кашине расположен на территории бывшего Кашинского кремля, внутри уникальной излучины, имеющей форму сердца.
Впервые деревянный храм Воскресения Христова упоминается в летописи в1382 году, в нём был погребён кашинский князь Василий Михайлович. В начале XVI в. на его месте построили кирпичную соборную церковь. К концу XVIII столетия она обветшала, поэтому было принято решение отстроить храм заново. В 1817 году в собор были перенесены мощи Святой благоверной княгини Анны Кашинской из Успенской церкви.
Главным украшением собора был девятиметровый иконостас, выполненный по так называемому Кашинскому чину. Рамы на иконах в трёх иконостасах позолотили червонным золотом. В соборной ризнице хранились ценные серебряные сосуды, предназначенные для русской посольской церкви в Париже.
В 1872 году на колокольне Воскресенского собора были установлены куранты, приобретённые на Лейпцигской ярмарке.
Престолы Воскресенского собора: в холодной церкви – Воскресения Христова (главный), Владимирской иконы Божией Матери (северный), мчч. Гурия, Самона и Авива и Всех Святых (южный); в тёплой церкви: Благовещения Пресвятой Богородицы (северный), блгв. вел. кн. Михаила Ярославича (южный), свт. Николая Чудотворца и прп. Василия Парийского (в колокольне на втором этаже).
В 1934 году колокола были сброшены, оставлен только один набатный колокол. В 1936 году разрушили иконостасы и внутреннее убранство собора, с колокольни сняли крест, вместо которого был поставлен красный флаг; до начала 60-х г. XX века колокольня использовалась в качестве ретранслятора телевизионного сигнала, а сам храм приспособили под складское помещение.
В 1970-е гг. была проведены первые реставрационные работы, уничтожившие основные лепные детали. В 1975 году в Воскресенском соборе был открыт городской Дом культуры со зрительным залом на 320 мест, экспозиционным залом и залом бракосочетаний, в подвальной части разместилась столовая.
В 1998 г. проводились вторые реставрационные работы: на пяти куполах были установлены позолоченные кресты.
В 2007 году в Воскресенском соборе начались третьи реставрационные работы: перекрашены купола, установлен золотой крест на колокольне, частично восстанавливалась прежняя планировка помещений.
Город Кашин принял многочисленных паломников 25 июня 2009 года, когда праздновался день 100-летия с момента второй канонизации святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской Воскресенский собор был передан Русской Православной Церкви, на площади перед собором открыт памятник святой княгине. В 2011 году площадь у Воскресенского собора была переименована в Соборную.
Анна Кашинская. Памятник
Памятник Анне Кашинской находится на Соборной площади, на территории бывшего Кашинского кремля близ Воскресенского собора.
Автором памятника является народный художник России, лауреат Государственной премии России, премии Правительства России в области культуры и искусства, премии Москвы скульптор А.Н. Ковальчук, который также изготовил памятник святому Михаилу Тверскому в Твери.
Анна Кашинская, в монашестве София (ок. 1280 - 2.10.1368) – тверская княгиня, святая Русской Православной Церкви. Она была дочерью ростовского князя Дмитрия Борисовича, в 1299 г. вышла замуж за князя Михаила Ярославича Тверского, казнённого 22 ноября 1318 г. в Орде (канонизирован в 1547 г.). В 1326 г. в Орде был казнён её сын Дмитрий Грозные Очи, а в 1339 г. – другой сын Александр Михайлович Тверской и внук Фёдор Александрович.
В 1358 г. в возрасте около 80 лет княгиня упоминается как монахиня София. Вероятно, в это время она была настоятельницей Тверского Афанасьевского женского монастыря. Известно, что в 1361 г. она пожертвовала несколько сёл Тверскому Отроч монастырю. В 1367 г. уехала из Твери в Кашин вслед за своим младшим сыном, кашинским князем Василием Михайловичем. Там она и скончалась, приняв перед смертью схиму под именем Анны.
Мощи Анны Кашинской найдены в 1611 г. в кашинской церкви во имя Пресвятой Богородицы. По преданию, княгиня явилась пономарю кашинского Успенского собора Герасиму, исцелила его, а затем ещё нескольких больных. С тех пор началось почитание её мощей как чудотворных. В 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича мощи были освидетельствованы тверскими духовными лицами, в это же время были зафиксированы и новые чудеса. В 1650 г. в Кашин приехал государь, мощи Анны перенесли в соборную Воскресенскую церковь, и состоялась официальная канонизация Анны Кашинской как святой благоверной княгини.
В 1660–1670-е гг. сформировался обширный агиографический корпус текстов: Житие, Сказание об обретении и перенесении мощей, «Плач княгини Анны».
После соборного анафематствования старообрядцев («раскольников»), 12-21 февраля 1677 г., в Кашин по распоряжению патриарха Иоакима была отправлена комиссия, осмотревшая мощи княгини Анны и обнаружившая «несогласия» с протоколами осмотра 1649 г. Малый церковный собор в Москве в 1677 г. принял решение не почитать Анну как святую, житие и молитвы считать ложными, имя её исключить из святцев, приделы и церкви, освящённые в её честь, переименовать. Собор 1678-1679 гг. подтвердил это решение.
Несмотря на деканонизацию, почитание Анны Кашинской в Тверской епархии сохранялось: писались иконы, устраивались крестные ходы к месту прощания Анны с её супругом Михаилом Ярославичем при отъезде его в Орду, велась запись исцелений. В 1818 г. Святейший Синод позволил включить имя Анны Кашинской в месяцесловы, а в 1899-1901 гг. началась подготовка к восстановлению церковного почитания, возобновилась запись исцелений и иных чудес.
В 1908 г. император Николай II дал согласие на вторую канонизацию Анны Кашинской, а в 1909 г. Синод объявил днём её памяти 12 июня (25 июня по новому стилю) – годовщину перенесения мощей в 1650 г., и в Кашине прошли больше торжества по этому поводу. В том же году в городе Грозном возникла женская община в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской. В 1910 г. в её честь была освящена церковь в Санкт-Петербурге, ставшая подворьем Кашинского Сретенского монастыря (с 1992 г. – подворье Введено-Оятского монастыря), а в 1914 г. – церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря в Москве.
Изъятые в 1930-х гг. мощи св. Анны были возвращены Русской Православной Церкви в 1948 г., помещены в кашинском Вознесенском соборе. После его закрытия в 1960-х гг. они лежали в кашинской Петропавловской церкви. Когда Вознесенский собор был вновь открыт и отреставрирован, раку с мощами вернули в него 25 июня 1993 года.
Вознесенский кафедральный собор
Вознесенский кафедральный собор в городе Кашине находится на правом берегу реки Кашинки. Архитектура собора своеобразна: на массивном кубе покоится монументальное пятиглавие пирамидальной формы, в котором мощный средний барабан воспроизводит традиционный восьмерик. Землю под строительство в городе Кашине Вознесенской церкви пожертвовал в первой половине XVII в. первый русский царь в династии Романовых – Михаил Фёдорович.
Выстроенный деревянный храм просуществовал до 1709 г., а в 1799 г. был возведён каменный храм. В 1857-1860 гг. его перестроили и расширили. Все строительные работы проводились на средства кашинских купцов, прежде всего – Н.В. Терликова и Дорогутиных.
Для здания храма характерны центричность и компактность, производящие сильное эмоциональное и эстетическое впечатление. Стоящая отдельно колокольня построена в стиле ампир в 1849 году по проекту губернского архитектора И.Ф. Львова. Колокольня имеет чёткие и строгие формы, двухъярусная, увенчана небольшой головкой с крестом.
При советской власти, в 1929 г., с храма были сняты кресты, разобран иконостас, а в 1962 г. храм был закрыт для службы и стал использоваться как мебельный склад «Кашинторга» и молодёжный клуб. В начале 1990-х гг. храм был возвращён РПЦ, начались восстановительные работы. В 1993 г. храм был открыт для службы, став кафедральным собором Кашина. Престолы в соборе: в холодной церкви – Вознесения Господня, в тёплой – Воздвижения Креста Господня (правый) и мц. Параскевы (левый).
Также в 1993 году, 25 июня, в день памяти святой благоверной княгини Анны Кашинской, из церкви Рождества Христова на Горе в собор была торжественно перенесена рака с мощами святой. Кроме того, в Вознесенском соборе находится частица мощей святого преподобного Макария Калязинского, икона с частицей мощей святого Иоанна Предтечи, а под главным престолом – частица мощей преподобномученицы Елисаветы Феодоровны Романовой.
Николаевский Клобуков женский монастырь
Свято-Николаевский Клобуков женский монастырь находится на северо-востоке города, расположен на возвышенном левом берегу Кашинки, при впадении в неё речки Вонжи, на правом её берегу.
По письменным источникам известно, что в 1420 г. обитель существовала, поскольку в монастыре, тогда мужском, принял иночество Матфей Кожин — впоследствии известный как преподобный Макарий Калязинский. Он отрёкся от мира, принял монашество и искал уединения. Макарий провёл на территории Клобукова монастыря несколько лет. Первый храм в монастыре был построен в честь святителя Николая Мирликийского – отсюда и именование обители.
Здесь было три каменных храма: Троицкий собор (1664) с приделом во имя свт. Николая Чудотворца (освящён в 1832 г.), надвратная Покровская церковь (XVII в.), Алексеевская церковь с приделами Тихвинской иконы Божией Матери и апостолов Петра и Павла (1851-1854). Имелась высокая надвратная колокольня. С 1764 года, согласно манифесту Екатерины Второй о секуляризации церковных земель, монастырь стал заштатным общежительным.
До революции 1917 года в монастыре находилась почитаемая икона св. Николая Можайского (1582). В большой монастырской библиотеке хранились копии с царских и княжеских грамот, рукописные и старопечатные книги. Среди драгоценностей обители главной была келья преподобного Макария, в которой сохранился древний крест, аналой и подсвечник святого. В монастырской ризнице находились старинные хоругви, схима, сосуды, ковчег, железные вериги, крест с частицами мощей святых и многое другое. В библиотеке хранились несколько представляющих ценность рукописных старопечатных книг.
При советской власти монастырь был закрыт. В 1929 г. сняли колокола и разобрали иконостас, а затем уничтожили колокольню. На территории обители была устроена скотобаза, в нижнем этаже Алексеевской церкви разместили колбасную артель «Инвалид», затем гончарную мастерскую. Монастырь возрождён в 1990-х гг., и с 1995 г. ведётся его восстановление. Подворьем монастыря является церковь святых апостолов Петра и Павла и Флора и Лавра в Кашине.
Кашинский краеведческий музей
Кашинский краеведческий музей является филиалом Тверского государственного объединённого музея. Экспозиция музея приводит посетителя то в крестьянскую избу, то в трактир, то в купеческую лавку, то в дворянскую гостиную, то на городскую улицу.
В экспозиции представлена богатейшая коллекция фотографических видов старого Кашина, выполненная местным фотографом Колотильщиковым. Высокопрофессиональные фотоснимки местного мастера В.А. Колотильщикова позволяют представить облик дореволюционного Кашина и города советского времени.
Музей расположен в здании Входоиерусалимской церкви в южной части города. Основан в ноябре 1918 г. и первоначально располагался в здании Городской думы, с 1936 г. он занимает нынешнее здание. Входоиерусалимский храм построен не позже XIV в. как деревянный. Кирпичный двухэтажный пятиглавый храм с трапезной выстроен в 1774-1789 гг., а колокольня – в 1872 г. Внизу помещались зимние Казанский и Зосимо-Савватиевский престолы, вверху – летний Входоиерусалимский. Храм был закрыт при советской власти, в 1930-х, гг., колокольню разрушили.
Крестознаменская церковь в Кашине
Крестознаменская церковь в городе Кашине стоит на правом крутом берегу реки Кашинки в её главной излучине, в западной части города.
В церкви два престола: Знамения Креста Господня (верхний холодный храм) и Владимирской иконы Божией Матери (нижний тёплый храм). В письменных источниках в 1621 г. упоминается деревянная Крестознаменская церковь. В 1782-1784 гг. вместо неё построена каменная церковь. К двухэтажному двусветному четверику плотно примыкают пятигранная апсида и трапезная.
В 1869-1872 гг. храм был расширен по проекту инженера А.С. Федотова. К трапезной пристроили западную половину и притвор с лестницей. В процессе работ вместо прежней невысокой колокольни была выстроена новая многоярусная, со шпилем. В архитектурном облике Крестознаменской церкви традиционные черты древнерусского храма сочeтaютcя с формами барокко и классицизма. Весь комплекс стал доминантой западной части города и гармонировал с другими храмами центра Кашина.
При советской власти, в 1929 г., с храма были сняты колокола, разобран иконостас. В 1936 г. были снесены шпиль и кресты. С 1946 г. в здании церкви расположился Кашинский архив. В 1974-1979 гг. здание храма было отреставрировано, но продолжал размещаться городской архив. В 1993 г. здание храма было передано РПЦ, начались реставрационные работы. В храме идут службы, работает воскресная школа.
Ильинско-Преображенская церковь
Ильинско-Преображенская церковь находится на правом берегу реки Кашинки.
Деревянный храм существовал здесь, судя по письменным источникам, уже в XVI в. Каменный пятикупольный храм выстроили в 1775–1778 гг. Имеются небольшая трапезная и колокольня в стиле классицизма. На первом этаже находился Ильинский престол, на втором – Преображенский, отсюда и двойное название храма.
Архитекторы отмечают идеальный масштаб здания относительно рельефа и долины Кашинки, находят в нём приёмы и черты местного зодчества XVIII в. Высокий узкий четверик венчают главки на тонких барабанах. Окна смещены к востоку, чтобы был лучше освещён иконостас. Над двухъярусным притвором прежде поднималась колокольня, которая, к сожалению, не уцелела до нашего времени.
Храм был закрыт при советской власти. В 1980-х гг. храм отреставрировали, заняли реставрационными мастерскими. В интерьере сохранилась живопись XIX в., фрагменты лепнины карнизов, кованая железная дверь и лестница на колокольню.
В мае 2012 года ураганом был повален крест на центральной главе храма, остальные кресты погнулись. Хотя здание стоит на территории Кашинского реставрационного участка, этот архитектурный шедевр практически бесхозен.
Кашинские лавы
Кашинские лавы – временные деревянные мостики, возводимые в весенний период, после ледохода. Они существуют почти круглый год, до следующего ледохода, когда лавы разбирают.
В других краях это слово имеет другие, хотя и схожие, значения: узкий мостик, лежащий на воде; клади через топкие участки в низинах, на болоте. Нередко лавами называют досчатый настил на одном берегу реки, стоящий на деревянных сваях. Обычно рядом друг с другом делают несколько деревянных площадок-настилов на различной высоте, чтобы при изменяющемся уровне воды в водоёме всегда можно было удобно подойти к нему.
Река Кашинка имеет в пределах города Кашина петлеобразную конфигурацию. В краеведческой книге «Кашинский край» автор С.В. Кисловской написал: «На небольшой площади, занимаемой городом, в 5 квадратных вёрст, Кашинка ухитряется пройти около 9 вёрст». В речной петле, которая почти замыкается, оставляя лишь узенький перешеек, в средневековье был возведён неприступный Кашинский кремль. Река причудливо извивается узкой лентой меж холмами различной высоты. Чтобы её перейти с одного берега на другой, не делая дальних обходов к постоянным мостам, возводятся временные деревянные мостики – лавы.
Вот строки из дневника одного паломника, написанные после Крестного хода с мощами благоверной великой княгини Анны Кашинской 25 июня 2012 г.: «Вот подходим к лавам (лавы – так в Кашине называют деревянные мосты через реку Кашинку), и невольно отстаю от Крестного хода. Какая красота! Направо река чуть изгибается, видна тихая чуть поросшая заводь, на том берегу в зелени деревьев колокольня и купола Воскресенского собора отражаются в воде. Любимая многими икона Анны Кашинской изображает её в схиме на берегу реки Кашинки, на другой стороне реки над Воскресенским собором, отражающимся в воде, благословляет её Господь, восседающий в облаке».
Курорт Кашин, скульптура "Мальчик" у питьевого бювета
Курорт Кашин находится в черте города Кашина, на берегу рек Кашинки и Маслятки. Курорт был открыт ещё в конце XIX в. на основе имеющихся непосредственно здесь источников лечебной и столовой минеральной воды и считается одним из старейших в Центральной России.
Первые научные сведения о кашинских водах были опубликованы уездным врачом Д. Чернявским в работе «Описание минеральных источников, находящихся в городе Кашине». В последующем они приобретали всё большую известность. Петербургские профессора Рейс и Шипулинский провели химический анализ вод, а доктор медицины Алексеевский – полные клинические наблюдения. Как отмечали исследователи, результат оказался «более чем удовлетворительным, а в некоторых случаях успех превзошёл все ожидания». Профессор Лачинов отнёс кашинские воды к разряду железисто-углекислых серных вод и признал их по содержанию железа «богаче минеральных вод Железноводска». Благодаря докладу доктора Алексеевского в Обществе охранения народного здравия и опубликованию этих данных воды получили общероссийскую известность и признание. А.В. Алексеевский при содействии городского головы Н.И. Манухина и богатого кашинского купечества организовал в 1884 г. курорт, где кашинскими водами лечили «все виды малокровия, хронический катар желудка, геморрой, подагру, ожирение, застой крови в матке, золотуху, параличи и прочее». Через два года было выстроено здание на 12 ванн, а казна города Кашина взяла курорт на содержание. Укреплению значимости курорта содействовал подписанный 3 ноября 1892 года императором Александром III Высочайший Указ, признававший общественное значение кашинских источников и предписывавший охранять их «от порчи и истощения».
В 1901 г. инженер Кольский пробурил здесь первую скважину, из которой вода стала поступать в большом объёме, в этот же год на её месте была установлена бронзовая скульптура «Мальчик», сохранившаяся до настоящего времени.
На устройство в 1914 г. первой грязелечебницы на курорте Кашин казна отпустила 25 тысяч рублей серебром.
В 1984 г. за успехи в области здравоохранения и в связи со столетием образования санаторий Кашин был награждён орденом «Знак Почёта».
Профиль лечения: заболевания органов пищеварения, опорно- двигательного аппарата, проктологические заболевания, болезни периферической нервной системы, гинекологические болезни, урологические заболевания. Ныне курорт Кашин – здравница федерального значения. Значительные запасы минеральных вод и лечебных грязей, их терапевтическая эффективность и современная медицинская база обеспечивают перспективность этого популярного курорта.
Торговые ряды Кашина
Торговые ряды – тип протяжённой постройки для торговли с аркадами или колонными галереями. Построенные в конце XIX века, существуют до настоящего времени Торговые ряды в Кашине используются по прямому назначению.
Богатое кашинское купечество отличалось меценатством и благотворительностью. В конце XIX-начале XX в. в архитектурную среду русских городов активно вошёл так называемый «кирпичный стиль» – рационалистическое направление зодчества периода эклектики. Он как нельзя лучше вписался в предшествующий опыт кашинского городского строительства и воплотился в сооружении общественных зданий (здания городской думы, богадельни, казённого винного склада, казначейства, ремесленной школы).
Крупнейший ансамбль в «кирпичном стиле» сформировался в Кашине на торговой площади. Прежде здесь располагались каменные и деревянные лавки. На основе утверждённого ещё в 1822 г. проекта тверского губернского архитектора Н.Н. Легранда были возведены Торговые ряды в строгих формах классицизма. Рядом в 1895 г. был выстроен двухэтажный Гостиный двор – главное звено всего ансамбля. Каре его корпусов с замкнутым квадратным двором окружено деревянным навесом на парных металлических колонках. Первый этаж, где находятся торговые помещения, опоясан галереей. Планировка состоит из равных ячеек, и ей соответствует мерный частый шаг щипцов, образующих зубчатый силуэт. Остальные здания комплекса (1876-1904 гг.) выдержаны в том же ключе.
Торговые ряды – тип протяжённой постройки для торговли с аркадами или колонными галереями. Здание разделялось на ячейки (лавки), объединённые открытой галереей. Часто на втором этаже располагались жилые комнаты, в которых жили владельцы лавок. В Западной Европе они строились с XIII-XV вв. (Бремен, Краков, Прага), а в России – в XVII-XIX вв. (Кострома, Ярославль, Суздаль, Нерехта, Торжок и др.). Нередко Торговые ряды определяли градостроительное решение всего центра того или иного города, ныне они являются памятниками истории и архитектуры.
Водонапорная башня для заправки паровозов на западной окраине города Кашина
«Кашин Православный», с 2010 года от Р.Х. ©