Кашин Православный - Кашин Православный
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Кашин Православный

По благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора

 

По вопросам и предложениям пишите на электронный адрес администратора проекта
«Кашин Православный»:
kashin.ortox@gmail.com

 

Авторизация

E-mail:
Пароль:

Новости

  • 05 Январь 2018
  • Погода в Кашине

    Транспорт Кашина: автобусы и поезда

     

    Карта Кашина

    Кашин Православный

    Православный календарь

    Двунадесятые праздники

    Чудотворные иконы

    Новомученики и исповедники Кашинские

Все новости

Кашин Православный

Кашин Православный

Город Кашин - один из старейших в Тверской области, расположенный на живописных берегах реки Кашинки. Река, петляющая по городу, образует точный силуэт сердца, поэтому Кашин называют «городом русского сердца».

Впервые Кашин упоминается в 1238 году в Никоновской летописи в числе городов, которые подверглись опустошительному татарскому разорению. Второе упоминание города Кашина относится к 1287 году.

Кашин Православный

Кашин относился к одному из важнейших городов Тверского княжества. В борьбе за независимость город был втянут в распри между Московским и Тверским княжествами. В 1375 и 1399 г.г. удельное Кашинское княжество действительно получило независимость, но через несколько лет город вновь отошёл к Твери. Город вёл собственную летописную работу, чеканил монету - пул. Вместе с Тверским княжеством в 1485 году город Кашин вошел в состав Московского княжества.

Важность города Кашина подчёркивает тот и тот факт, что православный епископ Твери исторически имеет титул «Тверской и Кашинский» (кроме 1934—1941 г.г.: Тверской и Смоленский, а также 1941—1956 г.г.: Тверской и Великолукский).

Фотография старого Кашина. Дмитровский монастырь

Метод творчества кашинских градостроителей несколько отличался от общепринятого. Обычно в древних городах композиция основных построек подчинялась ландшафту, была с ним в тесной связи. А так как ландшафт был нерукотворным, то и композиция выглядела стихийно сложившейся.

Кашинские градостроители не просто усложнили композицию, они преобразовали и одухотворили городскую композицию, введя в неё дополнительно новые и конкретные темы, развив её смысловую символическую суть. Главный городской собор Кашина посвящен Воскресению Христа. Поэтому кашинские градостроители разработали символику Спасителя при развертывании композиции города. Самым интересным является то, что символика Христа уже как бы содержалась в кашинском ландшафте. Требовалось только явственнее проявить ее искусственными средствами.

Город Кашин. Воскресенский собор

Первые кашинские поселенцы в XIII веке определили для строительства города уникальное место: сердце реки Кашинки с высокой горой на узком перешейке. Гора была увенчана треугольной крепостью - кремлём, а посад расположился позади кремля внутри петли речки. Пройти на него можно было либо сквозь крепость, либо по мостам и лавам через Кашинку.

В начертании петли реки проявляются две пересекающиеся природные оси: одна продольная - ось перешейка, петля реки почти симметрична относительно неё, другая ось - поперечная, петля реки вытянута в её направлении. Оси были проявлены постановкой по ним храмов города во имя: Воскресения Христова, Троицы, Богоявления, Рождества Христова, Рождества Богородицы, Параскевы Пятницы и т.д.

Кашинские градостроители конце XVI века построили много новых церквей по осям, продлив их концы наружу петли реки до самых слободских окраин. Церкви располагались парами: летний холодный рядом с зимним теплым. Стояли они не строго по осям, а с небольшими смещениями влево или вправо. Таким образом, огромный градостроительный крест пересекал весь Кашин из конца в конец.

Город Кашин. Кашинский крест

Кашинский крест обогащен числовой символикой. Если поначалу крест был образован малым числом храмов, то затем кашинские градостроители ставили церкви всё больше и больше. По данным XVI - начала XVII в.в., на продольной оси креста количество храмов достигало 17, на поперечной - 16, а общее число - 33.

Число это обычно связывают в христианстве с количеством лет Иисуса Христа, когда Он принял крестную смерть. Вспомним Кижский погост, посвященный Преображению Христа,- там тоже общее число глав на храмах и звоннице - 33.

Площадь внутри петли реки Кашинки ниже окружающей местности на 20 м. Посад города Кашина оказался на дне природной чаши, она-то и была использована градостроителями в конце XVI века, когда город разросся и слободы его выплеснулись во все стороны из чаши на эти горы.

Город Кашин. Кашинский круг

За излучиной реки Кашинки церкви были поставлены по горам Степановской, Знаменской, Ильинской, Рождественской, Сборовской, Духовской, на холме в Дмитровском монастыре, на Якиманском берегу. Ожерелье храмов могло бы замкнуться на соборе Воскресения Христова, но кашинские мастера искусственно охватили его кругом.

Храмы тоже стояли парами, при некоторых были небольшие монастыри (Духовский, Козьмодемьянский, Симеоновский, Спасо-Преображенский). С посада они смотрелись по кругу на фоне неба: голубого, оранжевого, закатно-красного. Картина походила на «лунный кратер», в центре которого вздымалась на горе кремля главная святыня Кашина - Воскресенский собор.

Воскресенский собор. Город Кашин

Символика кашинского круга также обогащена числовой идее. К XVII веку количество храмов достигло 24. Кашинские мастера тоже, надо полагать, не случайно стремились к этому числу. На подходе к Кашину с юга по Московской дороге был поставлен храм «Входа в Иерусалим», своим посвящением направлявший мысль на символическое восприятие образа города. С противоположной стороны при подходе к Кашину с севера по Бежецкой дороге был поставлен перед городом храм во имя св. Иоанна Богослова.

Если учесть, что в христианской символике храм отождествлялся с престолом, то «горнее храмовое ожерелье» должно было вызывать в представлении Небесный град Иерусалим, точнее, его Горний Престол, описанный в «Откровении» Иоанна Богослова («и вокруг Престола - 24 престола»). Трудно каким-либо иным христианским символом объяснить стремление кашинских мастеров выставить вокруг центрального храма-престола Воскресения Христова 24 храма-престола на кашинских горах.

Город Кашин. Кашинский треугольник

В XV-XVI в.в. в городе Кашине существовало несколько небольших монастырей: Богоявленский-Сионский, Введенский, Козьмодемьянский, Пятницкий, Симеоновский, Спасо-Преображенский (всего было 13 монастырей). Но на окраинах города с трех сторон стояло три крупных монастыря: Свято-Николаевский Клобуков, Дмитровский и Сретенский. Монастыри эти находились как бы в углах огромного треугольника, образованного трассами при взгляде от одного монастыря на два других.

Местоположение монастырей не было случайным. Сретенский стоял на дороге из Москвы, возник на высоком берегу Кашинки в том месте, где путнику впервые открывалась величественная панорама всего города (в Москве такие точки дорог назывались «поклонными горами», где сходили с коней, саней и кланялись городу). На такой же «поклонной горе» Углицкой дороги возник Клобуков монастырь, А Дмитровский был поставлен на холме между подходившими к городу Бежецкой и Белозерской дорогами (здесь же была переправа через Кашинку).

От каждого монастыря возникала следующая, схожая в общих чертах внешняя панорама древнего Кашина. Ближе или дальше (в зависимости от расстояния до города) открывалась на высокой горе боковой стороной кашинская твердыня - кашинский кремль. Под крепостью и с боков от нее теснилась крышами застройка посада и слобод. На флангах слева и справа панораму замыкали в отдалении два других окраинных монастыря. Трижды этот вид открывался с трех лучших обзорных точек города.

 

Свято-Николаевский Клобуков монастырь города Кашина

Разрушение уникальной градостроительной композиции Кашина шло волнами. Причины разрушений были разные. Застройка Кашина в XVI веке была деревянной (каменным с 1530 года был только Воскресенский собор), и сложная «многофигурная» композиция, образованная крепостью, монастырями, посадскими и слободскими храмами, тоже была создана «из дерева». Поэтому, когда дважды, в 1609 и 1612 годах, на Кашин напали польско-литовские интервенты, то они не только разорили и даже «посекли» его жителей, но и  сожгли кремль, монастыри и большинство приходских храмов. Пожар города в 1618 году уничтожил оставшиеся церкви.

Долго Кашин не мог оправиться от этого. И хотя многое возродилось к середине XVII века, но уже не поднялись церкви Воскресения Христова и Иоанна Предтечи на Воскресенской улице посада, Николы Мокрого на Якиманском берегу перед Дмитровским монастырем, Рождества Иоанна Предтечи на Старом Гостином дворе, Федора Стратилата в Лягушкииой слободе и другие. Исчезли небольшие монастыри Богоявленский-Сионский, Спасо-Преображенский, Введенский, Афанасьевский, Козьмодемьянский, Пятницкий.

К концу XVII века в Кашине развернулось каменное строительство: было выстроено из кирпича 12 храмов. Но в начале XVIII века «воинственная эпоха» Петра I остановила этот процесс. Запрет каменного строительства по всей России в 1714 году с целью концентрации его в Санкт-Петербурге, перемещение торговых путей снова на Балтийское море и в связи с этим обезлюдение Кашина, разборка за ненадобностью кашинской крепости в 1709 году - все это привело к деградации, разорению города на Кашинке. Исчезли городские монастыри Духовский, Варваринский, Симеоновский, многие храмы: св. Духа, Власия, Варвары, Симеона и др.

Город Кашин. Храм Петра и Павла

Только во второй половине XVIII века оживилось каменное строительство. Были построены [перестроены] ещё 17 храмов. Причем если прежде деревянные храмы стояли парами (летний рядом с зимним), то теперь престолы парных храмов разносились по двум этажам одного каменного храма: вверху холодного, внизу - теплого. Таким образом, число храмов города снова сократилось. В целом оно достигало цифры 25 . Композиционные градостроительные фигуры оказались разреженными, но они еще узнавались. Проглядывался крест, круг, внешний монастырский треугольник. Например, крест был закреплен строительством на самых окраинах города каменных церквей Иоанна Богослова и Петра и Павла. Продолжилось каменное строительство храмов и в XIX веке.

Век XX оказался наиболее трагическим для города Кашина - в начале 30-х годов были разрушены многочисленные монастыри и храмы Кашина. Исчезли такие уникальные постройки, как собор Успения Богородицы 1672 года, собор Св. Троицы 1684 года в Клобуковом монастыре, собор Рождества Богородицы 1690 года на Болоте, церковь Благовещения Богородицы 1688 года па Сборовской горе; храмы XVIII века Св. Троицы, Богоявления на Торгу, Покрова Богородицы, Иоанна Богослова, Стефана. Сохранившиеся каменные храмы частью ныне реставрированы, частью находятся в полуразрушенном состоянии.

Город Кашин. Вид на Вознесенский собор и церковь Петра и Павла с Крестознаменской церкви. Фото: М.В. Иванов

После 100-летия со дня второго прославления Анны Кашинской в городе начался духовный подъем: жители и меценаты стали оказывать посильную помощь в деле восстановления кашинских святынь.

С Божьей помощью, с всесильными молитвами Святой заступницы княгини-инокини Анны Кашинской город расцветает во всём своем величии и красоте!

Образ Анны Кашинской

О, преподобная и преблаженная мати Анно,

моли Бога о нас!

Колотильщиков В.А. Фотография старого города Кашина

Многочисленные старинные фотографии города Кашина с 1880 года по настоящее время содержатся в разделе: «Фотолетопись Кашина». Основная информация для паломников и туристов по историческим местам находится в разделе «Достопримечательности Кашина».

 

«Кашин Православный» 2010-2014 ©