Кашин Православный - Двунадесятые праздники православного литургического календаря
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Кашин Православный

По благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора

 

По вопросам и предложениям пишите на электронный адрес администратора проекта
«Кашин Православный»:
kashin.ortox@gmail.com

 

Авторизация

E-mail:
Пароль:

Новости

  • 19 Апрель 2019
  • Погода в Кашине

    Транспорт Кашина: автобусы и поезда

     

    Карта Кашина

    Кашин Православный

    Православный календарь

    Двунадесятые праздники

    Чудотворные иконы

    Новомученики и исповедники Кашинские

Все новости

Двунадесятые праздники православного литургического календаря

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники или дванадесятые праздники (название происходит от славянского количественного числительного) – 12 важнейших праздников русского православного литургического календаря после Пасхи, посвященные событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Светлое Воскресение Христово, которое празднуется в первый воскресный день после весеннего полнолуния, в период от 22 марта до 25 апреля (ст. стиль или от 4 апреля по 8 мая по н. стилю), является саамы главным христианским праздником, называемый также «праздников Праздник и Торжество из торжеств».

Двунадесятые праздники

Двунадесятыми праздниками являются:

Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября по новому стилю (8 сентября ст. стиль);

Воздвижение Креста Господня – 27 сентября по новому стилю (14 сентября ст. стиль);

Введение Пресвятой Богородицы 4 декабря по новому стилю (21 ноября ст. стиль);

Рождество Христово – 7 января по новому стилю (25 декабря ст. стиль);

Крещение Господне – Богоявление – 19 января по новому стилю (6 января ст. стиль);

Сретение Господне – 15 февраля по новому стилю (2 февраля ст. стиль);

Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля по новому стилю (25 марта ст. стиль);

Вход Господень в Иерусалим – переходящий, празднуется в ближайшее воскресение перед Светлой Пасхой;

Вознесение Господне – переходящий, празднуется в четверг на 40 день после Пасхи;

Святая Троица – Пятидесятница – переходящий, празднуется в воскресение на 50 день после Пасхи;

Преображение Господне – 19 августа по новому стилю (6 августа ст. стиль);

Успение Богородицы – 28 августа по новому стилю (15 августа ст. стиль).

Перечисленные двунадесятые праздники расположены по хронологии церковного года, начинающегося 14 сентября по новому стилю (1 сентября ст. стиль).

Дванадесятые праздники

Девять из 12 праздников именуются непереходящими или неподвижными.

Непереходящие праздники являются фиксированными в православном календаре: Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Преображение Господне и Успение Пресвятой Богородицы.

Три из 12 праздников называются подвижными или переходящими:

Переходящие праздники не зафиксированы в православном календаре: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, День Святой Троицы.

Двунадесятые праздники разделяются также по содержанию:

Господские праздники посвящены Господу нашему Иисусу Христу;

Богородичные праздники посвящены Пресвятой Богородице.

При этом два праздника Сретение Господня и Благовещение Пресвятой Богородицы имеют в современном русском Уставе двойственный, господско-богородичный статус.

Статус Господских выше статуса Богородичных, что выражается в богослужении следующим образом: если Господские праздники попадают на воскресный день, то поётся одна только праздничная служба, воскресная отменяется, а в Богородичные праздники службы соединяются, при этом приоритет имеет воскресная служба. Кроме того, на Литургии все Господские праздники имеют особые праздничные антифоны и входные стихи, а на вечерне в сам день праздника –  торжественный вход с кадилом ради Великих прокимнов. Некоторые из Господских праздниковпредваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Кроме самого дня праздника, почти все двунадесятые праздники имеют дополнительные особые дни:

предпразднство – дни, подготавливающие верующих к празднику;

попразднство – продолжение праздника;

отдание – заключительный день попразднства, когда на богослужении повторяется большинство песнопений праздничной службы.

Все двунадесятые праздники имеют 1 день предпразднства, за исключением:

- Рождества Христова – 5 дней, в связи с тем, что Рождество - самый большой из Двунадесятых праздников;

- Богоявления – 4 дня, ибо Богоявление - второй после Рождества Двунадесятый праздник;

- Входа Господня в Иерусалим, когда нет ни предпразднства, ни попразднства в связи с началом Страстной седмицы (в церковном календаре седмица начинается с Воскресения);

- Вознесения Господня – нет предпразднства, т.к. сам праздник стоит на следующий день после отдания Пасхи;

- Дня Святой Троицы – нет предпразднства.

Число дней попразднства бывает от 1 до 8, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим, или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства большей торжественностью богослужения, имея в службе бОльшую часть песнопений и молитв самого праздника.

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла.

В период предпразднства на службах, посвященных рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, все увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеют место и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.

На праздничном всенощном бдении всех двунадесятых праздников служится лития (усиленное моление). На литии поминаются общецерковные и местные святые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. В это время поётся особая ектения с многократным «Господи, помилуй». Затем бывает благословение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея. Во время каждения хлебов трижды торжественно поётся тропарь праздника.

 

Особенности богослужения

Служба Господского праздника будет одинакова в любой день седмицы (даже если праздник выпадает в Воскресный день, то воскресная служба совсем опускается).

Если Господский праздник попадает на воскресенье или понедельник, то на Великой вечерне поется «Блажен муж», если со вторника по субботу, то «Блажен муж» отменяется.

На литургии поются праздничные антифоны.

На Малом входе добавляется входной стих в речь диакона перед Царскими Вратами, после этого «Приидите поклонимся» не поется, а поется тропарь и кондак праздника.

Вместо «Святый Боже», в Рождество Христово, Крещение Господне и Пятидесятницу поётся: «Ели́цы во Христа́ крести́стеся, во Христа́ облеко́стеся, аллилу́ия.», а на Воздвижение Креста Господня: «Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим.». Имеют особый праздничный отпуст.

В день двунадесятого праздника вечером вечерня совершается с торжественным входом и великим прокимном. Если праздник случается в субботу, то великий прокимен переносится с вечера дня праздника на вечерню самого праздника вместо рядового прокимна.

В отдание праздника на Литургии читается только один рядовой Апостол и одно Евангелие дня.

Материал про двунадесятые праздники посвящен 12 важнейшим событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, надеемся, что он был вам полезен!

 

«Кашин Православный», с 2010 года от Р.Х. ©