Введение Пресвятой Богородицы - двунадесятый праздник
Введение Пресвятой Богородицы
Введение Пресвятой Богородицы – один из двунадесятых праздников, посвященный событию приведения Пресвятой Богородицы Ее родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу. Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется 4 декабря (н. ст. или 21 ноября по ст. стилю).
Видео Введение Пресвятой Богородицы из цикла "Лето Господне"
История праздника Введения Пресвятой Богородицы
Событие Введения Пресвятой Богородицы не упоминается в канонических Евангелиях, об этом событии известно только из поздних апокрифических текстов (греч. «Протоевангелия Иакова» (гл. VII.2-3) (2-я пол. II в.), лат. Евангелия Псевдо-Матфея (IX в.), отражающие устное предание, но дополнены подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение (1 Пар. 15 и Пс. 44), а также из евангельской истории Сретения (Лк 2. 22–38).
Икона Введения Пресвятой Богородицы
Иоаким и Анна – родители Пресвятой Богородицы – при достижении их Дочери трехлетнего возраста решили исполнить данный ими ранее обет, посвятить Марию Богу. Для этого они направились в Иерусалимский храм. Пресвятая Дева, несмотря на Свой юный возраст, легко преодолела крутые ступени Иерусалимского храма и была встречена и благословлена первосвященником Захарией, отцом Иоанна Крестителя. По особому откровению Она как одушевленный кивот Божий была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник однажды в год. Этим была явлена Ее особая роль в судьбе человечества. Случившиеся событие стало началом нового этапа в жизни Девы Марии – пребывание при Иерусалимском храме до тех пор, пока Её не исполнилось 12 лет. Живя при храме, Мария посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. Мария решила также сохранять девство и стать невестой Богу. Чтобы не нарушать отеческих преданий, поручена заботам Иосифа Обручника.
Введение: установление праздника
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы относится к числу двунадесятых, но был Церковью установлен позднее других. Его появление, возможно, связано с деятельностью императора Юстиниана I, построившего в 543 г. на развалинах Иерусалимского храма огромную церковь, посвященную Пресвятой Богородице и названную им Новой для отличия от прежней.
В VIII в. праздник отмечен в некоторых месяцесловах. Их сдержанные указания говорят о том, что первоначально служба на Введение во храм Пресвятой Богородицы совершалась без особой торжественности. С IX в. праздник получает широкое распространение на Востоке.
Окончательно в число двунадесятых праздник Введения Пресвятой Богородицы вошел только после XIV в. В качестве даты праздника принят день 4 декабря (н. ст. или 21 ноября по ст.стилю).
Святоотеческие проповеди на Введение
Патристические лекционарии обычно приводят для чтения на службе Введения из 2 слов Свт. Георгия Никомидийского: «Хорошие оснований начатки – нынешнее торжество» и «Сияния Божественных торжеств», а иногда и слово Свт. Германа I Константинопольского «Вот и снова другое торжество». Реже встречаются слова Свт. Тарасия Константинопольского «Светло и чудесно нынешнее торжество» и и Иоанна Гавры «Ныне словами».
Богослужебный устав
В ранней рукописи этого Типикона отсутствуют особые указания относительно порядка совершения службы на Введение, отмечена лишь память события, то же находили и в Канонаре. Типикон, принятый в настоящее время в Русской Церкви, в рамках цикла Введения во храм Пресвятой Богородицы имеет несколько Марковых глав, описывающих соединение с воскресной службой предпразднства, праздника, попразднства и отдания. При совпадении попразднства или отдания с воскресным днем служба одного из святых оставляется (20 ноября – Свт. Прокла, 25 ноября – Сщмч. Петра).
Иконы Введения Пресвятой Богородицы
Согласно исследованию Ж. Лафонтен-Дозонь, изображение Введения во храм Пресвятой Богородицы первоначально известно в составе цикла жития Богородицы. В монументальных росписях встречается с IX в., в 40-х годах XII в. в России (Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове).
Иконография Введения и принципы расположения этой композиции в системе храмовой росписи, соотношение ее с другими богородичными сценами и сценами земной жизни Христа соответствует основным темам песнопений службы праздника. Важнейшая из них – тема Богородицы как одушевленного храма, вместившей невместимого Бога («Днесь боговместимый храмъ, Богородица, въ храмъ Господень приводится». 2-я стихира на литии, глас 4-й). Композиция представляет собой процессию, направляющуюся к храму в виде кивория на тонких колонках, находящегося внутри невысокой ограды. В открытых (иногда затворенных) дверях ограды, которые напоминают царские врата иконостаса, навстречу Богородице склоняется первосвященник Захария, за которым виден церковный престол. Изображение распахнутых или закрытых врат соотносится с песнопениями службы, которые называют Богородицу «Двере Господня» (напр., «къ Нейже дивяся Захариа вопияше: Двере Господня, храма отверзаю Тебе двери». 1-я стихира на стиховне (великая вечерня) глас 5-й). Этот эпитет Богородицы основан на видении прор. Иезекиилем таинственного храма, затворенными дверями которого входит и выходит Господь (Иез. 43. 1–7, 44. 1–4). Это пророчество, которое читается в качестве паримии на службе Введения, является прообразом приснодевства Богородицы.
Введение Пресвятой Богородицы
В памятниках IX–XIII вв. во главе процессии вслед за Богородицей изображаются Ее родители, которые вручают Ее священнику как дар, обещанный Богу; за Иоакимом и Анной – девы, держащие в руках горящие свечи. Такое построение композиции соответствует теме прославления Богородицы как чистой жертвы Богу («Въ храмъ Тя принесоша, Всенепорочная Чистая... яко жертву чисту» – 6-й тропарь 8-й песни 2-го канона). Эта жертва понимается как приготовление, прообраз той жертвы, которую принесет Сам Господь. Не случайно в системе храмовой росписи нередко сопоставляются композиции «Введение во храм» и «Сретение Господне». В церкви Спаса на Нередице близ Новгорода, 1199 г., эти сцены представлены рядом на северной стене, в церковь свт. Николая на о-ве Липно (Новгород), 1299 г., друг напротив друга, на северной и южной стенах вимы. Большие по размеру композиции «Рождество Богородицы» и «Введение во храм», занимая важнейшие места в системе храмовой декорации, выстраиваются в один смысловой ряд со сценами «Рождество Христово» и «Сретение» (церковь св. Пантелеимона в Нерези (Македония), 1164; церковь прп. Ахиллия, еп. Лариссы в Арилье (Сербия), 1296; собор Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре, 1313), а также со страстными сюжетами (церковь св. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде, 80–90-е гг. XIV в. – Введение расположено под Распятием на восточной стене южного рукава креста).
В палеологовскую эпоху в иконографии Введения акцент смещается в сторону евхаристического понимания события. Иоаким и Анна изображаются замыкающими шествие (Кралева церковь в монастыре Студеница), девы со свечами окружают Богоматерь, Которая тоже иногда изображается со свечой в руке. В сцене питания Богоматери, сидящей на ступени Святого Святых и слетающим к Ней с небес Ангелом, евхаристическое значение эпизода подчеркивается размером хлебца и четким изображением на нем креста (Хиландар). Эта тема также продиктована песнопениями службы Введения: «Небеснымъ воспитана Дево хлебомъ верно въ храме Господни, родила еси мiру жизни хлебъ, Слово» (3-я стихира на хвалитех, глас 1-й). В росписи притвора Боянской церкви (Болгария), 1259 г. Богоматерь в сцене питания небесным хлебом представлена стоящей рядом с ангелом за престолом в Святая Святых. В росписи алтарного свода Успенского собора Московского Кремля, 1642–1643, Введение изображено в интерьере 5-главого храма, а ветхозаветное Святое Святых представлено как алтарь храма новозаветного, над престолом которого представлена сидящая на ступенях Богородица, к Которой слетает ангел с кадилом в руке.
Храм Введения Пресвятой Богородицы в Кашине
Храм Введения Пресвятой Богородицы в Кашине
Введенская церковь в Кашине строилась в 1776-1781 годы на месте упраздненного Введенского монастыря. Церковь Введения Пресвятой Богородицы была двухэтажной. В 1835 году была построена величественная звонница, гармонировавшая с колокольней Троицкого собора Свято-Николаевкого Клобукова монастыря. В 1934 году храм подвергся разорению, а в 1940 году закрыт, в 1941 году разобран.
Тропарь праздника.
Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим; радуйся, смотрения зиждителева исполнение!
Использованная литература:
1. Протоиерей Серафим Слободской, Закон Божий
2. Святитель Григорий Палама, Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы
3. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
«Кашин Православный», с 2010 года от Р.Х. ©