Кашин Православный - Введение Пресвятой Богородицы - двунадесятый праздник
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Кашин Православный

По благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора

 

По вопросам и предложениям пишите на электронный адрес администратора проекта
«Кашин Православный»:
kashin.ortox@gmail.com

 

Авторизация

E-mail:
Пароль:

Новости

  • 19 Апрель 2019
  • Погода в Кашине

    Транспорт Кашина: автобусы и поезда

     

    Карта Кашина

    Кашин Православный

    Православный календарь

    Двунадесятые праздники

    Чудотворные иконы

    Новомученики и исповедники Кашинские

Все новости

Введение Пресвятой Богородицы - двунадесятый праздник

Введение Пресвятой Богородицы

Введение Пресвятой Богородицы – один из двунадесятых праздников, посвященный событию приведения Пресвятой Богородицы Ее родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу. Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется 4 декабря (н. ст. или 21 ноября по ст. стилю).

 

Видео Введение Пресвятой Богородицы из цикла "Лето Господне"

 

История праздника Введения Пресвятой Богородицы

Событие Введения Пресвятой Богородицы не упоминается в канонических Евангелиях, об этом событии известно только из поздних апокрифических текстов (греч. «Протоевангелия Иакова» (гл. VII.2-3) (2-я пол. II в.), лат. Евангелия Псевдо-Матфея (IX в.), отражающие устное предание, но дополнены подробностями из библейских книг, имеющих прообразовательное значение (1 Пар. 15 и Пс. 44), а также из евангельской истории Сретения (Лк 2. 22–38).

Икона Введения Пресвятой Богородицы

Икона Введения Пресвятой Богородицы

 

Иоаким и Анна – родители Пресвятой Богородицы – при достижении их Дочери трехлетнего возраста решили исполнить данный ими ранее обет, посвятить Марию Богу. Для этого они направились в Иерусалимский храм. Пресвятая Дева, несмотря на Свой юный возраст, легко преодолела крутые ступени Иерусалимского храма и была встречена и благословлена первосвященником Захарией, отцом Иоанна Крестителя. По особому откровению Она как одушевленный кивот Божий была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник однажды в год. Этим была явлена Ее особая роль в судьбе человечества. Случившиеся событие стало началом нового этапа в жизни Девы Марии – пребывание при Иерусалимском храме до тех пор, пока Её не исполнилось 12 лет. Живя при храме, Мария посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. Мария решила также сохранять девство и стать невестой Богу. Чтобы не нарушать отеческих преданий, поручена заботам Иосифа Обручника.

 

Введение: установление праздника

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы относится к числу двунадесятых, но был Церковью установлен позднее других. Его появление, возможно, связано с деятельностью императора Юстиниана I, построившего в 543 г. на развалинах Иерусалимского храма огромную церковь, посвященную Пресвятой Богородице и названную им Новой для отличия от прежней.

В VIII в. праздник отмечен в некоторых месяцесловах. Их сдержанные указания говорят о том, что первоначально служба на Введение во храм Пресвятой Богородицы совершалась без особой торжественности. С IX в. праздник получает широкое распространение на Востоке.

Окончательно в число двунадесятых праздник Введения Пресвятой Богородицы вошел только после XIV в. В качестве даты праздника принят день 4 декабря (н. ст. или 21 ноября по ст.стилю).

 

Святоотеческие проповеди на Введение

Патристические лекционарии обычно приводят для чтения на службе Введения из 2 слов Свт. Георгия Никомидийского: «Хорошие оснований начатки – нынешнее торжество» и «Сияния Божественных торжеств», а иногда и слово Свт. Германа I Константинопольского «Вот и снова другое торжество». Реже встречаются слова Свт. Тарасия Константинопольского «Светло и чудесно нынешнее торжество» и и Иоанна Гавры «Ныне словами».

 

Богослужебный устав

В ранней рукописи этого Типикона отсутствуют особые указания относительно порядка совершения службы на Введение, отмечена лишь память события, то же находили и в Канонаре. Типикон, принятый в настоящее время в Русской Церкви, в рамках цикла Введения во храм Пресвятой Богородицы имеет несколько Марковых глав, описывающих соединение с воскресной службой предпразднства, праздника, попразднства и отдания. При совпадении попразднства или отдания с воскресным днем служба одного из святых оставляется (20 ноября – Свт. Прокла, 25 ноября – Сщмч. Петра).

 

Иконы Введения Пресвятой Богородицы

Согласно исследованию Ж. Лафонтен-Дозонь, изображение Введения во храм Пресвятой Богородицы первоначально известно в составе цикла жития Богородицы. В монументальных росписях встречается с IX в., в 40-х годах XII в. в России (Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове).

Иконография Введения и принципы расположения этой композиции в системе храмовой росписи, соотношение ее с другими богородичными сценами и сценами земной жизни Христа соответствует основным темам песнопений службы праздника. Важнейшая из них – тема Богородицы как одушевленного храма, вместившей невместимого Бога («Днесь боговместимый храмъ, Богородица, въ храмъ Господень приводится». 2-я стихира на литии, глас 4-й). Композиция представляет собой процессию, направляющуюся к храму в виде кивория на тонких колонках, находящегося внутри невысокой ограды. В открытых (иногда затворенных) дверях ограды, которые напоминают царские врата иконостаса, навстречу Богородице склоняется первосвященник Захария, за которым виден церковный престол. Изображение распахнутых или закрытых врат соотносится с песнопениями службы, которые называют Богородицу «Двере Господня» (напр., «къ Нейже дивяся Захариа вопияше: Двере Господня, храма отверзаю Тебе двери». 1-я стихира на стиховне (великая вечерня) глас 5-й). Этот эпитет Богородицы основан на видении прор. Иезекиилем таинственного храма, затворенными дверями которого входит и выходит Господь (Иез. 43. 1–7, 44. 1–4). Это пророчество, которое читается в качестве паримии на службе Введения, является прообразом приснодевства Богородицы.

Введение Пресвятой Богородицы

Введение Пресвятой Богородицы

 

В памятниках IX–XIII вв. во главе процессии вслед за Богородицей изображаются Ее родители, которые вручают Ее священнику как дар, обещанный Богу; за Иоакимом и Анной – девы, держащие в руках горящие свечи. Такое построение композиции соответствует теме прославления Богородицы как чистой жертвы Богу («Въ храмъ Тя принесоша, Всенепорочная Чистая... яко жертву чисту» – 6-й тропарь 8-й песни 2-го канона). Эта жертва понимается как приготовление, прообраз той жертвы, которую принесет Сам Господь. Не случайно в системе храмовой росписи нередко сопоставляются композиции «Введение во храм» и «Сретение Господне». В церкви Спаса на Нередице близ Новгорода, 1199 г., эти сцены представлены рядом на северной стене, в церковь свт. Николая на о-ве Липно (Новгород), 1299 г., друг напротив друга, на северной и южной стенах вимы. Большие по размеру композиции «Рождество Богородицы» и «Введение во храм», занимая важнейшие места в системе храмовой декорации, выстраиваются в один смысловой ряд со сценами «Рождество Христово» и «Сретение» (церковь св. Пантелеимона в Нерези (Македония), 1164; церковь прп. Ахиллия, еп. Лариссы в Арилье (Сербия), 1296; собор Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре, 1313), а также со страстными сюжетами (церковь св. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде, 80–90-е гг. XIV в. – Введение расположено под Распятием на восточной стене южного рукава креста).

В палеологовскую эпоху в иконографии Введения акцент смещается в сторону евхаристического понимания события. Иоаким и Анна изображаются замыкающими шествие (Кралева церковь в монастыре Студеница), девы со свечами окружают Богоматерь, Которая тоже иногда изображается со свечой в руке. В сцене питания Богоматери, сидящей на ступени Святого Святых и слетающим к Ней с небес Ангелом, евхаристическое значение эпизода подчеркивается размером хлебца и четким изображением на нем креста (Хиландар). Эта тема также продиктована песнопениями службы Введения: «Небеснымъ воспитана Дево хлебомъ верно въ храме Господни, родила еси мiру жизни хлебъ, Слово» (3-я стихира на хвалитех, глас 1-й). В росписи притвора Боянской церкви (Болгария), 1259 г. Богоматерь в сцене питания небесным хлебом представлена стоящей рядом с ангелом за престолом в Святая Святых. В росписи алтарного свода Успенского собора Московского Кремля, 1642–1643, Введение изображено в интерьере 5-главого храма, а ветхозаветное Святое Святых представлено как алтарь храма новозаветного, над престолом которого представлена сидящая на ступенях Богородица, к Которой слетает ангел с кадилом в руке.

 

Храм Введения Пресвятой Богородицы в Кашине

Храм Введения Пресвятой Богородицы в Кашине

Храм Введения Пресвятой Богородицы в Кашине

 

Введенская церковь в Кашине строилась в 1776-1781 годы на месте упраздненного Введенского монастыря. Церковь Введения Пресвятой Богородицы была двухэтажной. В 1835 году была построена величественная звонница, гармонировавшая с колокольней Троицкого собора Свято-Николаевкого Клобукова монастыря. В 1934 году храм подвергся разорению, а в 1940 году закрыт, в 1941 году разобран.

 

Тропарь праздника.

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим; радуйся, смотрения зиждителева исполнение!

 

Использованная литература:

1. Протоиерей Серафим Слободской, Закон Божий

2. Святитель Григорий Палама, Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы

3. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

 

Раздел «Двунадесятые праздники»

«Кашин Православный», с 2010 года от Р.Х. ©