Чудотворные иконы
Чудотворные иконы Божией Матери
«…Икон Матери Божией, как звезд на небе: число их знает только Сама Царица Небесная», — так сказано в предании о жизни Пресвятой Богородицы.
Икона Божией Матери «Всех скорбящих радость с грошиками»
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы:
- Всех скорбящих радость (память – 6 ноября н. стиль (24 октября ст.стиль) и (Всех скорбящих радость с грошиками) 5 августа н. стиль (23 июля ст. стиль).
- Владимирская (память – 8 сентября н. стиль (26 августа ст.стиль), 3 июня н. стиль (21 мая ст.стиль) и 6 июля н. стиль (23 июня ст.стиль).
- Взыскание погибших (память – 18 февраля н. стиль (5 февраля ст.стиль).
- Донская (память – 1 сентября н. стиль (19 августа ст.стиль).
- Иверская (память – 26 октября н. стиль (13 октября ст.стиль), 25 февраля н. стиль (12 февраля ст.стиль) и 6 мая н. стиль (23 апреля ст.стиль).
- Казанская (память – 21 июля н. стиль (8 июля ст.стиль) и 4 ноября н. стиль (22 октября ст.стиль).
- Неопалимая Купина (память – 17 сентября н. стиль (4 сентября ст.стиль).
- Нечаянная радость (память – 22 декабря н. стиль (9 декабря ст.стиль) и 14 мая н. стиль (1 мая ст.стиль).
- Смоленская «Одигитрия» (память – 10 августа н. стиль (28 июля ст.стиль).
- Трёх радостей (память – 8 января н. стиль (26 декабря ст.стиль).
- Троеручица (память – 11 июля н. стиль (28 июня ст.стиль) и 25 июля н. стиль (12 июля ст.стиль).
- Успение (память – 28 августа н. стиль (15 августа ст.стиль).
Икона Божией Матери «Владимирская»
Самое первое изображение Божией Матери было создано евангелистом Лукой. К этому образу традиция возводит все иконописные изводы богородичных икон. Почти в каждом сказании о той или иной чудотворной иконе говорится, что именно она была написана святым евангелистом.
Первые иконы Богоматери пришли на Русь из Византии. Древнейшим русским изображением Пресвятой Богородицы является мозаика «Богоматерь Оранта» в апсиде алтаря киевского Софийского собора. «Оранта» в переводе с латыни означает «Богоматерь молящаяся». Однако в русской традиции она получила иное наименование — «Нерушимая стена. Для наименования Богородичных икон часто использовались эпитеты, заимствованные из литургической поэзии.
Самая знаменитая в русской истории икона Богоматери Владимирской, изображающая Младенца Христа прильнувшим к щеке Божией Матери и обвившим ручкой Ее шею, в византийской традиции называлась «Елеуса», то есть «Милующая». Однако для русского человека этот образ был связан с историей князя Андрея Боголюбского, основавшего город Владимир, который вывез византийскую икону из Киева и построил для нее собор во Владимире. Именно здесь она и прославилась многочисленными чудесами. Богоматерь Смоленская, Тихвинская. Казанская — все это наименования чудотворных икон, прославление которых связано с определенным топосом — городом, монастырем. Названия икон — Боголюбская, Феодоровская — напоминают нам о князьях, причастных к созданию или обретению образа. Однако все русские иконы восходят к основным иконографическим типам, сложившимся в Византии, — «Оранта», «Одигитрия» (Путеводительница), «Елеуса», «Агиосоритисса». Каждый из этих типов имел свою историю генезиса, впервые они были описаны и исследованы Н.П. Кондаковым и Н.П. Лихачевым, положившими начало истории русской теотокологии.
«Кашин Православный», с 2010 года от Р.Х. ©