Кашин Православный - Воздвижение Креста Господня - двунадесятый праздник
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Кашин Православный

По благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора

 

По вопросам и предложениям пишите на электронный адрес администратора проекта
«Кашин Православный»:
kashin.ortox@gmail.com

 

Авторизация

E-mail:
Пароль:

Новости

  • 19 Апрель 2019
  • Погода в Кашине

    Транспорт Кашина: автобусы и поезда

     

    Карта Кашина

    Кашин Православный

    Православный календарь

    Двунадесятые праздники

    Чудотворные иконы

    Новомученики и исповедники Кашинские

Все новости

Воздвижение Креста Господня - двунадесятый праздник

Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Креста Господня - (греч. Ύψωση του Τιμίου και Ζωοποιού Σταυρού, лат. Exaltatio Sancti Crucis) - один из основных христианских праздников, относящийся к числу двунадесятых Православной Церкви. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня празднуется 27 сентября (н. ст. или 14 сентября по ст. стилю). Праздник Воздвижения Креста Господня установлен в память крестных страданий Иисуса Христа, в этот день установлен строгий пост, во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос для поклонения на середину храма.

 

История праздника Воздвижения Креста Господня

В день Крестовоздвижения вспоминают то, как равноапостольная царица Елена отыскала Крест, на котором был распят Иисус Христос. Крест был обретен в 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме. C VII века с этим днём стали соединять память о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629). Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста священнослужитель воздвигал крест 3 раза, чтобы все могли его лицезреть.

Крестовоздвижение

Крестовоздвижение

 

При Римском императоре Константине Великом в нач. IV в. прекратились гонения на христиан. Сам император Константин убедился в силе и славе крестного знамения Христова: накануне важной битвы, он и все его войско видели на небе знамение креста, составившееся из света, с надписью: «Ника». В следующую ночь императору Константину явился Иисус Христос с Крестом в руке и сказал, что этим знамением он победит врага; и повелел сшить воинское знамя с изображением Креста. Император Константин, выполнив повеление, победил врага. Он принял христиан под своё покровительство и объявил веру Христову главною. Император Константин отменил казнь через распятие и издал законы в пользу Церкви Христовой. За заслуги к распространению христианской веры, император Константин с матерью Еленою, получили название святых царей равноапостольных.

Однажды император Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине и отыскать Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить желание императора Константина согласилась его мать Елена. В 326 году Елена направилась в Иерусалим и потратила много сил, чтобы отыскать Крест Христов, поскольку враги Христовы зарыли Крест в землю. Наконец, Елене указали на престарелого еврея, который знал, где находится Крест Господень. Выяснилось, что Крест Господень брошен в пещеру и завален землею, а сверху выстроен языческий храм.

Было принято решение разрушить языческий храм и откопать пещеру в которой были обретены 3 креста и отдельно лежащую от них дощечку с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Встал вопрос о том, как узнать Святой Крест. По совету патриарха Макария кресты один за другим стали подносить к тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло чуда, когда от 3 креста случилось чудо – болящая женщина стала здоровой. В это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили 3 крест, то умерший ожил. Так Бог совершил чудеса и показал животворящую силу Креста Господня.

Патриарх Макарий и царица Елена с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Христиане, узнав об этом событии, собрались к месту, где был обретен Крест Господень. Всем хотелось приложиться к святому животворящему Кресту. Но поскольку народа было так много, было решено только показать Крест. Патриарх Макарий встал на возвышенном месте и 3 раза поднимал Святой Крест, народ же в это время кланялся и восклицал: «Господи, помилуй!».

На месте страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа был построен великолепный храм в честь Воскресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского. Часть Креста Господня царица Елена принесла императору Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Данная часть Креста до сих пор хранится в храме Воскресения Христова.

После обретения Креста Господня,  указавший место его нахождения еврей по имени Иуда принял христианство, позже рукоположен во епископа с именем Кириака, рукоположен во епископа с именем Кириака, память о нем совершается 10 ноября  (н. ст. или 28 октября по ст. стилю).

В честь обретения Креста Христова святая церковь установила праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

За всенощным Богослужением (на утрени) осуществляется вынос Креста для поклонения. После великого славословия, священник, облачившись во все священнические одежды и держа над головой своей Святой Крест, украшенный цветами, при пении «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас», выносит его из алтаря на середину храма и кладет на аналое. Во время троекратного пения тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние твое; победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство», священник кадит Святой Крест. Потом при пении: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», все кланяются и целуют Святой Крест. Украшается Святой Крест зеленью и цветами в знак того, что через него дарована нам вечная жизнь. В этот праздник положен пост, чтобы углубить благоговейное воспоминание крестных страданий Иисуса Христа.

Икона Воздвижение Креста Господня

Икона Воздвижение Креста Господня

 

Иконы праздника Крестовоздвижения

Наиболее распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане - святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа – располагают образы императора Константина и царицы Елены.

 

Пост Воздвижения

В Иерусалимском уставе начиная с ранних его редакций появляется указание на пост в день Воздвижения. Прп. Никон Черногорец (XI в.) в «Пандектах» писал о том, что пост в день Воздвижения нигде не обозначен, но является общепринятой практикой, причем в соборных храмах постятся 1 день, а в монастырях 2 дня, включая 13 сентября. По Иерусалимскому уставу в день Воздвижения дозволяется вкушение елея и вина, но не рыбы.

Видео: Крестовоздвижение (Воздвижение Креста Господня) из цикла «Лето Господне»

 

Храм в честь Воздвижения Креста Господня в Кашине

Крестовоздвиженская церковь в Кашине

Крестовоздвиженская церковь в Кашине

 

В честь праздника Воздвижения Креста Господня в городе в 1812-1816 годах была построена Крестовоздвиженская церковь при Воздвиженском кладбище. Церковь была приписана к Входоиерусалимскому храму. До наших дней не сохранилась, поскольку в 1930 году была разобрана.

 

Молитвы в день Воздвижения Креста Господня

 

Молитва первая

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

 

Молитва вторая

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

 

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы православным христианом на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

 

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству, / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, /возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, /пособие имущим Твое оружие мира, /непобедимую победу.

 

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

 

Припевы

Величай, душе моя, пречестный Крест Господень.

 

Ирмос 9-й песни

Таин еси, Богородице, рай, / невозделанно возрастивший Христа, / Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. / Тем, ныне возносиму, / покланяющеся Ему, Тя величаем.

 

Использованные материалы:

[1]. Протоиерей Серафим Слободской, Закон Божий.

 

Раздел «Двунадесятые праздники»

«Кашин Православный», с 2010 года от Р.Х. ©