Кашин Православный - Сретение Господне - двунадесятый праздник
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Кашин Православный

По благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора

 

По вопросам и предложениям пишите на электронный адрес администратора проекта
«Кашин Православный»:
kashin.ortox@gmail.com

 

Авторизация

E-mail:
Пароль:

Новости

  • 19 Апрель 2019
  • Погода в Кашине

    Транспорт Кашина: автобусы и поезда

     

    Карта Кашина

    Кашин Православный

    Православный календарь

    Двунадесятые праздники

    Чудотворные иконы

    Новомученики и исповедники Кашинские

Все новости

Сретение Господне - двунадесятый праздник

Сретение Господне

Сретение Господне – христианский Двунадесятый праздник, посвященный принесению в Иерусалимский храм младенца Иисуса Христа на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания. Праздник Сретения Господня отмечается 15 февраля (н. ст. или 2 февраля по ст. стилю).

Видео Сретение Господне из цикла "Лето Господне"

 

Праздник Сретения Господня

По Моисееву закону родители на 40 день должны были приносить первенцев в храм для посвящения Богу. При этом полагалось, в благодарность Богу, принести жертву. В жертву приносился годовалый ягненок, если семья была бедной – в жертву приносили голубку. Этот закон установили в память исхода евреев из Египта.

Сретение Господне

Сретение Господне

 

Для исполнения закона Божия Матерь и Иосиф принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, а для жертвы принесли двух голубиных птенцов.

В это время в Иерусалиме жил старец Симеон, он был человек праведный и благочестивый, ожидал пришествия Спасителя. Ему было предопределено Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня.

Симеон долго ждал исполнения обещания Божия (по преданию он жил около 300 лет). И вот, в этот день, по внушению Духа Святого, он пришел в Иерусалимский храм. Когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон встретил Младенца, взял Его на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, — свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».

Родившегося Господа Симеон называет: «светом во откровение языков, то есть всех племен и народов, и »славою для народа своего«, то есть Израиля. — Есть два Израиля: ветхозаветный и новозаветный. В Ветхом Завете то был избранный народ еврейский или израильский, а в Новом Завете - весь верующий христианский мир.

Иосиф и Мария дивились словам Симеона. Праведный Симеон называется Богоприимцем, то есть принявшим на свои руки Бога Спасителя. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: «Из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу».

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе — «Ныне отпущаеши…».

Песнь Симеона Богоприимца, или «Ныне отпущаеши…», - это слова Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки. Впервые эта молитва упоминается уже в Апостольских Постановлениях. В Русской Православной Церкви слова Симеона Богоприимца во время богослужения читают, а не поют, в отличие от католиков, например. Происходит это в конце вечерни. Кроме того, православные произносят «Ныне отпущаеши…» во время Таинства Крещения — но только для младенцев-мальчиков.

В храме Иерусалимском, была благочестивая вдова Анна Пророчица 84 лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. Она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме, ожидавшим пришествия на землю Христа Спасителя.

Исполнивши все, что полагалось по закону, Божия Матерь с Младенцем Иисусом Христом и Иосиф вернулись домой. Данное событие, когда Святые Симеон и Анна встретили в храме Иисуса Христа и прославили Его, называется праздником Сретения Господня, то есть встречи Господа.

 

История праздника Сретения Господня

Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви. Первые сретенские проповеди перед народом произносили еще IV-V веках — святители Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст. Самое старое и при этом исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения на христианском Востоке — это «Паломничество ко Святым местам». Его написала паломница Этерии (Сильвия) в конце IV века. Праздник стал общегосударственным для Византии в VI веке. Вслед за этим традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру.

 

Богослужение на Сретение Господне

У Сретения Господня — неизменное место в церковном календаре. 15 февраля, но если Сретение выпадает на понедельник первой седмицы Великого поста, что случается очень редко, праздничное богослужение переносится на предыдущий день — 14 февраля.

Сретение Господне — праздник посвященный Иисусу Христу, но в первые века христианства в этот день чествовали Богоматерь, поэтому те, кто скажет, что это Богородичный праздник, будут отчасти правы. Сретение близко к праздникам в честь Божией Матери и по строю богослужения. В тропаре праздника, в прокимнах на утрене и Литургии и других песнопениях обращения к Богородице занимают центральное место.

Двойственность Сретения повлияла и на цвет облачений священнослужителей на праздничной службе. Они могут быть и белыми — как в Господские праздники, и голубыми — как в Богородичные. В церковной традиции белый цвет символизирует Божественный свет, голубой — чистоту и непорочность Пресвятой Богородицы.

 

Праздник Сретения в народных традициях

В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Некоторые из этих обычаев совсем нехристианские, но даже они говорят об этом дне нечто важное — для людей он был очень радостным.

Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной. Отсюда множество поговорок: «на Сретение зима с весною встретилась», «в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила».

Последние зимние морозы и первые весенние оттепели называли Сретенскими. После праздника крестьяне начинали множество «весенних» дел. Выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья. И конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья.

 

Иконы Сретения Господня

Иконография Сретения — иллюстрация повествования евангелиста Луки. Дева Мария передает Богомладенца на руки старцу Симеону — вот главный сюжет икон и фресок праздника. За спиной Богородицы изображается Иосиф Обручник; он несет в руках или в клетке двух голубей. Позади праведного Симеона пишут Анну Пророчицу.

Икона Сретение Господне

Икона Сретение Господне

 

Древнейший образ Сретения можно найти в одной из мозаик триумфальной арки в церкви Санта Мария Маджоре в Риме. Мозаика была создана в первой половине V века. На ней Богоматерь шествует с Младенцем на руках навстречу святому Симеону — в сопровождении ангелов.

Самые дневние изображения событий Сретения на Руси — это две фрески XII века. Первая — в Кирилловской церкви в Киеве, вторая — в церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Интересно, что на фреске Кирилловского храма Младенец не сидит, а лежит на руках Богородицы.

Необычный вариант иконографии Сретения есть в средневековом грузинском искусстве. На этих иконах нет изображения алтаря, вместо него — горящая свеча, символ жертвы Богу.

С событием Сретения связана икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец», ее еще называют «Симеоново проречение». Иконописный сюжет напоминает нам слова Симеона Богоприимца, обращенные к Деве Марии: «А Тебе Самой оружие пройдет душу». Этот образ очень похож на икону Божией Матери «Семистрельную». Но есть одно отличие. Стрелы, пронзающие сердце Богородицы, расположены на иконе «Умягчение злых сердец» по три справа и слева, одна снизу. У «Семистрельной» иконы — четыре стрелы с одной стороны и три с другой.

 

Храм Сретения Господня в Кашине

Сретенский храм Кашина

Сретенский храм Кашина

 

В Кашине в 1688-1692 годах была построена каменная Сретенская церковь на месте одноименного деревянного храма 1630 года. В храме имелось также два придела: Анастасии Римлянки и Рождества Иоанна Предтечи. В 1693 году выстроена каменная звонница. До строительства Казанского собора была доминантой Сретенского монастыря. В 19 веке церковь пострадала при пожаре и была перестроена. В 1929 году была разорена, в 1937 году частично разрушена. Позже в здании расположилась ДЮСШ, просуществовавшая вплоть на 1990 года, после храм оставался бесхозным на протяжении многих лет, когда администрация города Кашина не перевела его из статуса особо охраняемых памятников архитектуры в обычную постройку и не выставила на продажу. Лишь после этого резонансного события храм был возвращен Православной церкви.

Часовня Дорофеи Кашинской

Часовня Дорофеи Кашинской в Сретенском монастыре

 

Близ Сретенского храма располагалась часовня святой Дорофеи Кашинской (память совершается 19 февраля), построенная в середине 19 века, при закрытии монастыря часовня была разрушена, а мощи снова преданы земле. В начале 2000-х годов на месте безымянного холмика установлен памятный крест. Периодически у могилы святой Дорофеи Кашинской совершаются молебны. Известны многочисленные случаи получения благодарственной помощи по молитвам святой пред Богом заступницы.

Схимонахиня Дорофея Кашинская

Схимонахиня Дорофея Кашинская

 

Тропарь Сретения Господня

глас 1

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме. / Веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

 

Кондак Сретения Господня

глас 1

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим,/ и руце Симеоне благословивый,/ якоже подобаше, предварив,/ и ныне спасл еси нас Христе Боже,/ но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче.

 

Величание Сретения Господня

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтим Пречистую Матерь Твою, / Еюже по закону ныне / принеслся еси в храм Господень.

 

Использованная литература:

1. Протоиерей Серафим Слободской, Закон Божий.

 

Раздел «Двунадесятые праздники»

«Кашин Православный», с 2010 года от Р.Х. ©