Кашин Православный - Успение Богородицы - двунадесятый праздник
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Кашин Православный

По благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора

 

По вопросам и предложениям пишите на электронный адрес администратора проекта
«Кашин Православный»:
kashin.ortox@gmail.com

 

Авторизация

E-mail:
Пароль:

Новости

  • 19 Апрель 2019
  • Погода в Кашине

    Транспорт Кашина: автобусы и поезда

     

    Карта Кашина

    Кашин Православный

    Православный календарь

    Двунадесятые праздники

    Чудотворные иконы

    Новомученики и исповедники Кашинские

Все новости

Успение Богородицы - двунадесятый праздник

Успение Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник Православной Церкви. Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных богородичных праздников Церкви, празднуется 28 августа (н. ст или 15 августа по ст. стилю).

Празднику Успения Пресвятой Богородицы предшествует двухнедельный Успенский пост (с 1 по 14 августа (15-27 н. ст.).

Успение Богородицы

Успение Богородицы

 

Праздник Успение Пресвятой Богородицы посвящен праведной кончине Божией Матери. Согласно преданию, в этот день апостолы собрались из мест, где они проповедовали, чтобы проститься с Пресвятой Богородицей и совершить погребение Ее пречистого тела. Праздник называется Успением («засыпанием») потому что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула, а, главное, называется так за короткое пребывание Ее тела во гробе, поскольку через три дня Она воскрешена была Господом и вознесена на небо.

 

История праздника Успения Пресвятой Богородицы

Некоторые данные указывают на связь праздника Успения Пресвятой Богородицы с древнейшим Богородичным празднованием - «Собором Пресвятой Богородицы», совершающийся на следующий день после Рождества Христова. Так, в коптском календаре VII в. 16 января, т. е. через вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождение Госпожи Марии», а в календаре IX в. в то же число - «смерть и воскресение Богородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV–XV вв., сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 января положено воспоминание Успения, а 16 августа - Вознесения Богоматери на небо).

В греческой Церкви достоверные свидетельства об этом празднике известны с VI в., когда, по свидетельству поздневизантийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), император Маврикий (592–602 гг.) повелел праздновать Успение 15 августа (для западной Церкви мы имеем свидетельство не VI-го, а V в. — сакраментарий папы Геласия I). Тем не менее, можно говорить и о более раннем существовании праздника Успения, например, в Константинополе, где уже в IV в. существовало множество храмов, посвященных Богородице. Один из них - Влахернский, построенный императрицей Пульхерией. Здесь ею были положены погребальные пелены (риза) Богоматери.

Архиеп. Сергий (Спасский) в своем «Полном месяцеслове Востока» указывает, что согласно свидетельству Стишного пролога (древнего месяцеслова в стихах) Успение праздновалось во Влахернах 15 августа и что свидетельство Никифора следует понимать в особом ключе: Маврикий сделал праздник только более торжественным. Начиная с VIII в. мы имеем многочисленные свидетельства о празднике, которые позволяют проследить его историю вплоть до настоящего времени.

Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы

 

Пресвятая Матерь Божия, после Вознесения Иисуса Христа, жила на земле еще несколько лет (одни христианские историки говорят 10 лет, а другие - 22 года). Апостол Иоанн Богослов, по завещанию Господа Иисуса Христа, принял Ее к себе в дом и с великой любовью заботился о Ней, как родной сын, до самой Ее кончины. Пресвятая Матерь Божия стала для всех учеников Христовых общею Матерью. Они вместе с Нею молились и с великою радостью и утешением слушали Ее поучительные беседы о Спасителе. Когда вера христианская распространилась в других странах, то многие христиане приходили из дальних стран видеть и послушать Ее.

Живя в Иерусалиме, Матерь Божия любила посещать те места, на которых часто бывал Спаситель, где Он пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо. Она молилась на этих местах: плакала, вспоминая о страданиях Спасителя и радовалась на месте воскресения и вознесения Его. Она часто молилась и о том, чтобы Христос скорее взял Ее к Себе на небо.

Однажды, когда Пресвятая Мария так молилась на горе Елеонской, явился Ей архангел Гавриил, с райскою финиковою ветвью в руках, и сказал Ей радостную весть, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе. Пресвятая Богоматерь несказанно обрадовалась этой вести. Она рассказала о ней нареченному сыну Своему, Иоанну, и стала готовиться к Своей кончине. Прочих апостолов в то время не было в Иерусалиме, они разошлись по другим странам проповедовать о Спасителе. Богоматерь желала проститься с ними, и вот Господь чудесным образом собрал всех апостолов к Ней, кроме Фомы, перенесши их Своею всемогущею силою. Горестно было им лишиться Госпожи и общей Матери своей, когда они узнали, для чего Бог собрал их. Но Божия Матерь утешала их, обещая не оставлять их и всех христиан после Своей смерти, всегда молиться о них. Потом всех их благословила.

В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где лежала Божия Матерь; Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее пречистую душу. Большинство исследователей сходятся во мнении, что Дева Мария прожила на земле 72 года и скончалась примерно в 57-м году по Р.Х..

Так окончила земную жизнь Свою Пресвятая Дева Мария! С возжженными светильниками и пением псалмов апостолы понесли тело Богоматери в Гефсиманию, где погребены были Ее родители и Иосиф. Неверующие первосвященники и книжники, пораженные величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Богоматери, послали слуг и воинов, чтобы разогнать провожавших и сжечь самое тело Богоматери. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но были поражены слепотой. В это время проходил мимо иудейский священник Афоний, который бросился ко гробу с намерением повергнуть его на землю; но едва коснулся он руками одра, как Ангел отсек ему обе руки: отрубленные части их повисли у одра, а сам Афоний упал на землю с криком.

Апостол Петр остановил шествие и сказал Афонию: «Убедись, что Христос истинный Бог». Афоний тут же исповедал Христа истинным Мессией. Апостол Петр велел Афонию с усердной молитвой обратиться к Богоматери и приложить останки рук к частям, повисшим у одра. По исполнении этого руки срослись и излечились, а на месте отсечения остались лишь знаки. Ослепший же народ и воины с раскаянием прикоснулись к одру и получили зрение не только телесное, но и душевное, и все с благоговением присоединились к шествию.

На третий день после погребения Божией Матери прибыл отсутствовавший, по воле Божией, апостол Фома, и пожелал видеть Ее гроб. По его желанию гроб был открыт, но в нем не нашли тела Богоматери. Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?» – повествует святитель Димитрий Ростовский.

Вечером, по окончании трапезы, во время молитвы они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели в воздухе Божию Матерь, окруженную ангелами, в сиянии небесной славы.

Божия Матерь сказала апостолам: «Радуйтесь! Я с вами во все дни; и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом».

Апостолы в радости воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!». Так Господь Иисус Христос прославил Свою Пресвятую Матерь; Он воскресил Ее и взял к Себе с пресвятым телом Ее и поставил Ее выше всех ангелов Своих.

Вот почему Успение Пресвятой Богородицы - не повод для печали, а праздник. Ведь «с вами» - это значит, что Она и со всеми нами тоже «во все дни»… Явление Богоматери совершенно убедило апостолов, а через них и всю Церковь в Ее воскресении.

 

Видео Успение Богородицы

Тропарь праздника

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице; преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Ты, Богородица, при рождении (Иисуса Христа) осталась девою и после смерти Своей не оставила мира; будучи Матерью Жизни (т. е. Христа), Ты перешла к жизни вечной, и молитвами Своими избавляешь от смерти (вечной) души наши.

В рождестве — при рождении Иисуса Христа; во успении — во время смерти, — несмотря на смерть; преставилася еси к животу — перешла к жизни вечной; Мати сущи Живота — будучи Матерью Жизни, т. е. Иисуса Христа.

 

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в Кашине

В Кашине в 1664-1672 годах был построен Успенский собор на месте одноименной деревянной церкви упраздненного женского монастыря, где в 1368 году представилась Святая Анна Кашинская. Мощи благоверной княгини пребывали в Успенском соборе до 12 июня 1650 года, когда при царе Алексее Михайловиче были торжественно перенесены в новый каменный храм в честь Воскресения Христова.

Успенская церковь в Кашине

Успенская церковь в Кашине

 

К сожалению, Успенский храм до наших дней не сохранился – в 1931 году был частично порушен, а в 1936 году полностью снесен. На месте, где был расположен собор, ныне установлен памятный крест.

Кроме того, Успенская церковь находилась при Успенском (Стуловском) кладбище. Была построена в 19 веке, но в 1932 году также полностью разрушена.

 

Источники:

1. Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, святитель Феофан Затворник.

2. Закон Божий, протоиерей Серафим Слободской.

 

Раздел «Двунадесятые праздники»

«Кашин Православный», с 2010 года от Р.Х. ©