Кашин Православный - XXXI. Церковный словарь (А - В)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Кашин Православный

По благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора

 

По вопросам и предложениям пишите на электронный адрес администратора проекта
«Кашин Православный»:
kashin.ortox@gmail.com

 

Авторизация

E-mail:
Пароль:

Новости

  • 01 Февраль 2017
  • Погода в Кашине

    Транспорт Кашина: автобусы и поезда

     

    Карта Кашина

    Кашин Православный

    Православный календарь

    Двунадесятые праздники

    Чудотворные иконы

    Новомученики и исповедники Кашинские

Все новости

XXXI. Церковный словарь (А - В)

Церковный словарь: А-В

 

Авель – согласно Библии – второй сын Адама и Евы, «пастырь овец». Его имя (евр. хэ́вел) означает дуновение ветра, пар, суета (тщета), что связано, по мнению некоторых комментаторов, с разочарованием родителей в старшем сыне (Каине), не ждавших радости и от второго. (Возможна нейтральная этимология – от аккадского aplu – сын). Убит старшим братом Каином из зависти, так как его жертва, принесенная «от первородных стада», была принята Богом, а жертва Каина, «от плодов земли», – отвергнута.

 

Автокефалия - (греч. авто - сама, кефали - голова: «самовозглавление») - административная независимость национальной (Поместной) Церкви, право избирать своих епископов.

Православная Церковь существует в виде самостоятельных Поместных Церквей, эта самостоятельность исключительно административная, внешняя, никак не нарушающая единства веры, священнодействий, духовного опыта.

Право на автокефалию признается вселенской Церковью за каждым православным народом, способным к церковному самоуправлению. Начало автокефалии Русской Православной Церкви было положено в 1448г. избранием митрополита Московского и всея Руси (Ионы) независимо от Константинопольской патриархии. Учреждение в России патриаршества (1589г.) утвердило самостоятельность Русской Православной Церкви.

В настоящее время насчитывается 15 автокефальных Церквей:

- Константинопольская,

- Александрийская (Египет и некоторые страны Африки),

- Антиохийская (Сирия и Ливан),

- Иерусалимская,

- Русская,

- Грузинская,

- Сербская,

- Румынская,

- Болгарская,

- Кипрская,

- Элладская (Греческая),

- Албанская,

- Польская,

- Чехословацкая,

- Американская.

Поместные Церкви по единству веры и основным началам устройства и управления пребывают во взаимном общении. Во главе управления Автокефальной Церковью может стоять единоличная (патриарх, митрополит) или коллегиальная (синод) власть.

 

А́ггел – грамматически искусственный термин для обозначения «злых вестников», или падших ангелов («аггелы Сатаны»), в отличие от сохранивших свое первоначальное достоинство светлых «ангелов Божиих». Слова аггел и ангел пишутся в церковнославянском языке одинаково, но ангел имеет над собой титло (знак, обозначающий священные понятия). Аггелы же, ставшие падшими ангелами, утерявшие святость, принадлежность к Богу, пишутся без этого знака.

 

Агнец Божий - символическое имя, данное Господу Иисусу Христу Священным Писанием и Преданием, указывающее в Нем невинную Жертву за грехи всего мира.

 

Агнец евхаристический – частица в форме куба, вынимаемая из просфоры на проскомидии и прелагаемая затем в Тело Христово. Обычно за Божественной литургией используется только один Агнец. Единственность Агнца символизирует единственность Христа, Которому причащаются все верные. (Исключение составляют воскресные и праздничные литургии во время Великого поста, когда за литургией освящаются сразу несколько Агнцев — один используется для Причащения за воскресной или праздничной литургией, другие затем хранятся в особом месте и используются для совершения литургии Преждеосвященных Даров в седмичные дни Великого поста).

 

Ад – посмертное состояние нераскаявшейся человеческой души после частного суда, а также состояние нераскаявшегося человека и падших духов после грядущего всеобщего Страшного Суда, сопровождающегося воскресением человеческих тел.

Следуя учению Православной Церкви, после посмертного частного суда человек находится в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, или в ожидании страха вечных мучений. Совершенное блаженство, как и полные мучения, начнутся после Страшного Суда. До Страшного Суда возможны изменения в состоянии душ в аду, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и молитв, как учит об этом св. Марк Эфесский. Неизреченная благость и человеколюбие Божье распространяется и на людей пребывающих в аду. Прощение грехов после смерти подается по благодати Божьей при содействии людских молитв.

Рай и ад — это действия нетварной Божественной благодати. Святые отцы учат, что рай и ад существуют не как юридическая награда и наказание со стороны Бога, а как здравие и болезнь человеческой души.

 

Адам — имя первого человека, родоначальника всего человечества, а также имя, обозначающее все человечество и всех людей, синоним слов «человечество/люди». Бог создал первого человека (евр. «адама») из земли (евр. «адамы»). Адам сотворен Богом в шестой день творения мира по образу и подобию Божьему: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему».

 

Адамова глава – изображение черепа со скрещенными костями, помещаемое под распятием. По преданию, Адам погребен на Голгофе. Распятие Спасителя на Кресте произошло над местом погребения первого человека. Кровь и вода из прободенного ребра Спасителя, попав на череп Адама, омыли первородный грех человека. Адамова глава символически изображает падшее человечество, поражённое духовно и физически грехом, а затем и смертью.

 

Акафист - (греч. akathistos, от греческого а — отрицательная частица и kathizo — сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») — особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых. Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов (“кондак” — краткая хвалебная песнь; “икос” — пространная песнь).

 

Акафистник - богослужебная книга, содержащая акафисты Спасителю, Божией Матери и отдельным праздникам в память событий из земной жизни Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы (Страстям Христовым, Успению Богородицы и т. д.), чудесно явленным иконам (Владимирской, Казанской и др. иконам Божией Матери), а также акафисты Святителю Николаю, святому Иоанну Предтече и другим святым.

 

Аксиос (греч. «достоин») - возглашение при хиротонии (рукоположении) во диакона, иерея, епископа. Возглашается совершающим Таинство архиереем, а затем повторяется священнослужителями и всем клиром. Совершается при облачении новопоставляемого в священные одежды, соответствующие его сану. Клир выражает этим возгласом свое свидетельство о непорочной жизни и добром нраве поставляемого.

 

Аллилуйя (аллилуиа) (древнеевр. הַלְּלוּיָהּ, halləlûyāh; греч. αλληλουϊά - «хвалите Яхве», то есть «хвалите Господа») — в ветхозаветном богослужении восхваление Бога. Оно начинает и заключает собою некоторые из псалмов (например 112-117). В христианское богослужение входит с древнейших времен и в восхвалениях Святой Троицы повторяется трижды, поскольку относится к каждому из Лиц Святой Троицы. Во время богослужения «аллилуйя» звучит в особо значимые моменты, например, на Литургии: при Малом входе, на Херувимской, перед чтением Евангелия, после Причащения.

 

Алтарь (лат. «возвышенное место») - восточная, главная часть храма, в которой находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра.

 

Альфа и Омега (греч. Α Ω) - имя Господа Иисуса Христа в Откровении св. Иоанна Богослова (Апокалипсисе). Явившийся на о. Патмос апостолу Иоанну Богослову Иисус Христос обращается к нему: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр. 1:8).

Именуя Себя Альфа и Омега, Иисус Христос раскрывает Свою Божественную природу. "Я есть" в обращении Иисуса Христа к Иоанну, а через него и ко всему человечеству, означает "Я и никто другой!".

 

Амвон (греч. «восходить», «край горы») – возвышенный, полукруглый и выдвинутый внутрь храма выступ в середине солеи, напротив Царских врат. Амвон в центре солеи означает восхождение (греч. - "амвон"). Он знаменует собою те места, с которых проповедовал Господь Иисус Христос (гору, корабль), так как на амвоне во время литургии читается Евангелие, произносятся диаконом ектении, священниками - проповеди. поучения, с амвона епископы обращаются к народу.

 

Аминь (от евр. ן‎אמ, «истинно, верно, да будет», греч. ἀμήν) — слово, выражающее утверждение истинности и верности. В еврейском языке это слово имеет тот же корень, что и слова, обозначающие «твердый», «надежный», «постоянный», а также «верить», «доверять». Слово «аминь» произносится в завершении молитвы, проповеди, текста Священного Писания (Евангелий или посланий), чтения Символа веры и является неотъемлемой частью богослужебной практики, то есть литургической формулой.

 

Анаволий – белое одеяние, крестильная рубашка, надеваемая на новокрещенного в ознаменование его духовной чистоты и просвещенности Божественной благодатью.

 

Аналой (греч. «подставка под книгу») – высокий, вытянутый вверх четырехгранный столик с пологой доской для удобства читать стоя богослужебные книги или прикладываться к иконам, положенным на него. Аналои украшаются покрывалами того цвета, какой имеют в данный праздник облачения духовенства.

 

Анафема (от греч. ana – далеко; tihein – ставить) – свидетельство Церкви об отпадении от неё одного из её членов, крайнее средство вразумления отступника. Анафема соборно провозглашается и заключается в отлучении христианина от общения с верными и от Церковных Таинств.

 

Анафора – центральная молитва Божественной литургии; прошение к Богу совершить чудо преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

 

Анахорет (греч. αναχωρησις – отшельник, пустынник). Анахоретом принято называть христианского подвижника, удалившегося из мира и живущего в полном уединении, всецело посвятившего себя покаянию, молитве и Богопознанию. Отцом анахоретства считается преподобный Антоний Великий.

 

Ангел – святой бесплотный дух, возвещающий и исполняющий волю Божию.

 

Ангел-Хранитель – Ангел, приставляемый Богом к человеку при крещении для охраны и помощи в добрых делах. Об этом свидетельствуют слова Иисуса Христа в Новом Завете: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10). Святые Отцы утверждают, что только верующий человек имеет рядом с собой Ангела-Хранителя: «Тем, которые сподобились крещения и возносятся на высоту добродетелей, даны от Бога Ангелы, заботящиеся о них и содействующие им. В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть Ангелы-Хранители у всякого, кто верует в Него» (преп. Анастасий Синаит).

 

Антиминс - (греч. - вместо и лат. престол) - четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия. На антиминсах изображается положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия Его казни, и четыре евангелиста.

 

Антипасха - вместо Пасхи, вторая, новая Пасха – первое воскресенье после Пасхи, иначе называемая Неделя о Фоме, или Фомино воскресенье. Богослужение этого дня посвящена воспоминанию осязания апостолом Фомой ран Воскресшего Христа. Антипасха, как обновленное воспоминание о Пасхе в восьмой день, знаменует вечную радость христиан о Воскресении Христовом.

 

Антихрист (противник Христа; 1Ин 2:18,19,22). В широком смысле под этим именем разумеется всякий, кто не исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим и отвергает Его учение; но в собственном и более узком смысле под именем антихриста разумеется - особое лицо, особенно нечестивый человек, который пред вторым пришествием Господа на землю будет противодействовать Христу и стараться истребить христианство, но вместо того сам погибнет.

 

Антифо́ны (от греч. άντί и φονέω, звук, голос, что означает пение попеременно, чередуясь, или пение на два хора, букв. «противо-гласник») — древнее понятие литургической практики, отражающее способ песенного исполнения тех или иных псалмов или гимнов, когда они поются попеременно постишно двумя хорами.

 

Антропология (православная) – раскрываемое Православной Церковью на протяжении двух тысячелетий учение о человеке, основанное на Священном Писании и Священном Предании, подтверждаемое духовным опытом православных подвижников.

 

Апокалипсис (греч. άποκάλυψις— откровение, открытие, существительное апокалипсис и однокоренной глагол апокалюпто (άποκάλύπτω) используются в Новом Завете в значении «раскрытие сокровенной тайны»: напр. Мф (10:26; 11:27; 16:17) — пророческая книга св. Иоанна Богослова, излагающая грядущие судьбы мира до Второго Пришествия Иисуса Христа и Страшного Суда над всем человечеством.

 

Апокриф (греч. — тайный, сокровенный) — произведения иудейской и раннехристианской литературы, составленные в подражание книгам Священного Писания о священных лицах и событиях, большей частью от имени персонажей Священного Писания, не признанные Церковью каноническими. Церковь признает лишь четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

 

Апостасия (греч. αποστασία - отступничество, измена, отпадение) – вероотступничество, измена христианской вере и отпадение от нее.

 

Апостол – богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета, Деяния и Послания св. Апостолов со специальной разметкой на зачала - фрагменты для чтения за различными богослужениями. Большинство зачал Апостола предваряется словом-обращением "Братие" (в личных посланиях - "Чадо Тимофее", "Чадо Тите" и т.д.). В Апостоле также приведено годовое богослужебное расписание новозаветных чтений с указанием прокимнов и аллилуариев. За богослужением Апостольские зачала читаются, как правило, специальным чтецом (чаще всего, в стихаре) или реже диаконом (например, когда в службе участвуют два диакона, то вторым). Однако, священник вправе благословить на чтение Апостола и любого мирянина (в т.ч. и женщину). "Апостол" была первая печатная книга изданная в России Иваном Федоровым в 1564 году.

 

Апостолы (от греч. άπόστολος — посланник, вестник) - ближайшие ученики Господа Иисуса Христа, избранные Им и посланные для благовестия о Царствии Божьем и устроения Церкви.

 

«Ареопагитики» (Ареопагитический корпус – лат. Corpus Areopagiticum) – собрание восточно-христианских богословских текстов на греческом языке. Приписывается св. Дионисию Ареопагиту, который был обращен св. апостолом Павлом в 51 г. во время проповеди в Афинах.

 

Архангелы - (греч. арха́нгелос – "ангелоначальник") – представители небесного мира служебных бесплотных духов, занимающие в нем, согласно христианской «девятичинной» иерархии, предпоследнее место (перед собственно Ангелами). Слово «Ангел» на греческом языке значит вестник. Приставка «архи» к некоторым Ангелам указывает на их более возвышенное служение Богу сравнительно с другими Ангелами.

 

Архидиакон (от греч. aρχι- главный, старший и διάκονος - служитель, главный диакон) - правительственная степень диакона, принадлежащего к черному (монашескому) духовенству. Архидиакон - старший из диаконов среди монашествующих, то есть старший иеродиакон. Степень архидиакона, как и продиакона, дают за личные заслуги перед Церковью или за долголетнюю безукоризненную службу.

 

Архиепископ - (от греч. αρχή - "старший" и επίσκοπος - епископ, старший епископ) - правительственная степень епископа, следующая перед митрополитом. В течение веков значение архиепископских титулов менялось. Сейчас в Русской Православной Церкви титул ахиепископа является исключительно почетным отличием в виде почетного звания епархиального архиерея, жалуемого указом Святейшего Патриарха за особые заслуги.

 

Архиерей, или иерарх, архипастырь, святитель - общие названия для священнослужителей высшей (третьей) степени церковной иерархии - епископов, архиепископов, митрополитов, экзархов и патриархов. Он обязательно является монахом.

 

Архиерейский Собор является высшим органом иерархического управления Русской Православной Церкви. Архиерейский Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного Собора, а также в исключительных случаях, предусмотренных Уставом.

 

Архимандрит - монашеский чин. В настоящее время дается как высшая награда монашествующему духовенству; соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве. Чин архимандрита появился в Восточной Церкви в V в. - так именовались избранные архиереем из игуменов лица для надзора над монастырями епархии. Впоследствии наименование "архимандрит" перешло к начальникам важнейших монастырей и затем к монашествующим лицам, занимающим церковно - административные должности.

 

Архипастырь (епархиальный архиерей) – согласно Уставу Русской Православной Церкви – по преемству власти от святых апостолов, есть предстоятель местной церкви – епархии, канонически управляющий ею при соборном содействии клира и мирян. Епархиальный архиерей избирается Священным Синодом, получая о том Указ Патриарха Московского и всея Руси.

 

Архистратиг (греч.) - военачальник. Это имя усвоено архангелу Михаилу как предводителю воинства Небесных сил.

 

Аскетизм - устремление человеческой воли посредством подвигов к стяжанию Божественной благодати, спасающей, исцеляющей, преображающей и обновляющей человеческое естество, подвергшееся грехопадению. Аскетизм есть напряженное усилие человека в стяжании благодати Святого Духа как залога спасения и Царства Небесного.

 

Аскетика – раздел православного богословия, предметом которого является изучение процесса возрождения падшего человеческого естества в ходе христианского подвижничества. Аскетика может быть названа наукой о сущности христианского подвижничества.

 

Афон (греч. Агиос орос - Святая гора) – православная монашеская теократическая республика, полуостров в Восточной Греции, один из выступов полуострова Халкидики. В юго-восточной части полуострова возвышается гора Афон высотой 2033 метра.

 

Баптистерий - особое здание (помещение), предназначающееся для совершения Таинства Крещения. В центре баптистерия, имевшего обычно круглую или восьмиугольную форму, располагается крестильная купель с тремя ступенями.

 

Бдение:

1) Бодрствование с молитвой.

2) Краткое богослужебное наименование всенощного бдения.

 

Беснование (одержимость) – господство диавола над человеком. Может выражаться как явно, так и прикровенно, выражаясь в виде отстранённости от Богообщения, лжеучений, атеизма.

 

Бессмертие души – способность человеческой души (и тела после воскресения) к бесконечной жизни. Такая способность является Божьим даром разумным существам – людям и ангелам. Блаженное бессмертие есть следствие соединения с Богом, Который «единый имеющий бессмертие» (1 Тим 6:16). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

 

Бессребренник – тип святости. В христианстве бессребренник – святой, раздавший свое имущество по заповеди Господней к богатому юноше: «Пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, неся крест» (Мк. 10:21). Последним прославленным святым, в жизни которого есть элементы бессребреничества – святитель Лука Крымский.

 

Белое духовенство - диаконы и священники, состоящие в браке, в отличие от черного духовенства (монашествующих) - давших обет безбрачия. Архиерейство достижимо только для монашествующих.

 

Библия (от греч. βιβλία — книги) — собрание Богодухновенных книг, написанных пророками и апостолами по велению Духа Божия. Библейские книги написаны в разные времена - до Рождества Христова и после Его Рождения. Первые называются книгами Ветхого Завета, а вторые - книгами Нового Завета. Библейские книги именуются Священным Писанием.

 

Било - деревянная или металлическая доска, ударами в которую созывались верующие к богослужению в те времена, когда еще не употреблялись колокола.

 

Благовест - вид колокольного звона, при котором мерно ударяют в один колокол. Благовестом Церковь призывает верующих к началу богослужения, а также оповещает о начале совершения Таинства Евхаристии, после слов "Достойно и праведно есть..."

 

Благовещение – событие священной истории и посвящённый ему церковный праздник (вхотит в число двунадесятых и празднуется 25 марта н.ст.); возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от Неё Иисуса Христа и согласие на это Пречистой Девы. События Благовещения описаны Апостолом и евангелистом Лукой (1:26-38).

 

Благоговение - преклонение перед величием и всемогуществом Божиим, безграничное доверие к благости Творца и трепетное чувство причастности реализации этого благого могущества в человеческом мире. В благоговении соединяются: возвышение духа, смирение, упование и самоотвержение. Благоговение - страх Божий, преодоленный и преображенный любовью (И. А. Ильин).

 

Благодатный огонь нисходит от Гроба Господня в Иерусалимском храме Воскресения Христова в канун православной Пасхи. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного огня встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений.

 

Благодарственные молитвы – молитвословия, читаемые верующими после причащения.

 

Благословение – призывание Божественной благодати, Божественная помощь, Божие одобрение; сообщение милости Божьей лицу, принимающему благословение;

- осенение крестным знамением священноначалием верующих при богослужении;

- получение благословения - форма приветствия при встрече со священнослужителем;

- молитвенное пожелания благоденствия, долголетия человеку;

- родительское благословение - крестообразное осенение иконой (например, жениха и невесты их родителями перед венчанием);

- в церковном обиходе означает разрешение священноначалия.

Священнослужители (то есть люди, получившие через таинство Священства благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой) — епископы (архиереи) и священники (иереи) осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением.

Чтобы получить лично благословение от священника (епископа), нужно складывать руки крестом: правую на левую ладонями вверх, произнося слова: "Благословите, батюшка (или Владыка - епископу)". Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, - целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя. Как говорит святитель Иоанн Златоуст - "Не человек благословляет, а Бог его рукою и устами". Это ясно из слов священника, который преподает благословение: "Бог благословит!".

 

Благочестие - христианская добродетель, неоднократно упоминаемая в Библии, истинное почитание Бога через исполнение Его заповедей. Противоположное значение - нечестие.

 

Благочиние - церковный округ, представляющий собой часть епархии и состоящий из нескольких приходов. Возглавляется благочинным.

 

Благочинный - должностное лицо из православного духовенства, призванное наблюдать за сохранением внешнего порядка и нравственным поведением братии монастыря (благочинный в монастыре) или церквами и их причтами (благочинии).

 

Блаженство - высшее состояние духовного и телесного бытия, достигаемое верующими на пути стяжания благодати Духа Святого, преодоления внутренней противоречивости, обретения единства с Богом, спасения и жизни вечной. Блаженство отчасти доступно христианину на земле, проявляясь здесь как благодатное чувство внутренней гармонии и мира с ближними. Однако в максимальной степени блаженство достижимо для праведников лишь за пределами земного бытия, в Царстве Божием.

 

Блуд - 1) физическая близость лиц, не состоящих в законном браке; 2) всякое уклонение человека от Божьего промысла о нем; идолопоклонство, неверие. Грех супружеской измены называется прелюбодеянием.

 

Бог есть такое Существо, выше и совершеннее Которого нет и быть не может. Откровение, точно, учит нас, что Бог есть чистейший Дух, не соединенный ни с каким телом, и что, следовательно, природа Его - совершенно невещественная.

 

Богообщение – общение человека с Богом через Его действия в человеческой душе (в Церковных Таинствах и личной молитве) и обстоятельства человеческой жизни.

 

Богоподобие – способность человека уподобляться Богу, приобщаться Его святости. Вместе с возникновением человек от Бога получил богообразие; богоподобие же достигается упражнением в добродетелях и борьбе со страстями. Уподобляясь Богу, человек причащается Божественной благодати, испытывает состояние обожения.

 

Богородица – почетное наименование Пресвятой Девы Марии – матери Иисуса Христа, чудесно зачавшей и родившей Богочеловека от Святого Духа; до Рождества и по Рождестве Дева.

Этим именованием (принятым на III Вселенском соборе в 431г.) Церковь утверждает веру, что в Лице Господа Иисуса Христа Бог соединился с человеком от самого зачатия Христа в утробе Девы Марии и что Христос, будучи совершенным человеком, есть совершенный Бог.

Православная Церковь называет Богородицу Приснодевой. Имя «Приснодева» (утвержденное на V Вселенском соборе в 553г.) подчеркивает девство Божией Матери до Рождества Христова, в самом Рождестве и после Рождества.

 

Богородице Дево. "Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших" – молитвословие, прославляющее Матерь Божию, указующее на ее избранность среди женщин всего мира и избранность ее Сына как Божественного Спасителя человеческих душ.

 

Богослужебные книги - книги для совершения богослужений, содержащие чинопоследования служб и богослужебные (уставные) указания. Подразделяются на священно-богослужебные и церковно-богослужебные.

К первым относятся книги, заимствованные из Библии (Евангелие, Апостол и Псалтирь); ко вторым – книги, составленные на основании Священного Писания и Священного Предания Отцами и Учителями Церкви (Служебник, Часослов, Октоих, Минея Месячная, Минея Общая, Минея Праздничная, Триодь Постная, Триодь Цветная, Типикон (или Устав), Ирмологий, Требник, Книга молебных пений).

 

Богослужение – служение, или служба, Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения Священного Писания, обрядов, совершаемых по определённому чину (порядку), во главе со священнослужителем. Обряды при богослужении являются внешним выражением веры.

Через богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, посредством совершения таинств, и именно важнейшего из них - Таинства Причащения (Евхаристии), таинстве соединения человека с Богом и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.

Целью богослужения также является назидание верующих в учении Христовом и расположение их к молитве, покаянию и благодарению Бога.

 

Богоотцы - это именование Церковь усвояет святым праведникам Иоакиму и Анне, родителям Матери Божией. Память праведных Богоотец Иоакима и Анны празднуется 22 сентября.

 

Богоявление:

1) (теофания) явление Бога в зримом образе (неопалимая купина, огненный столп...). Высшей теофанией стало Боговоплощение. В более широком смысле теофанией считают всякое откровение Божие.

2) великий двунадесятый праздник, совершаемый 6/19 января, иначе называемый Крещением Господним, т.к. в этот день Церковь вспоминает крещение Спасителя от Иоанна Предтечи в реке Иордан (Мф.3:13-17).

 

Божба - грех клятвы именем Божиим, произнесения имени Божия всуе, т.е. впустую, например: «Клянусь Богом», «Ей богу», «Вот тебе крест», «Боже мой» и т.п.

 

Брак - это таинство, в котором жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, получают благодать Божию для супружеского счастья, для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

У человека есть потребность дарить свою любовь другому, потребность творить, помогать ближнему. Первая и главная цель брака - это полная и нераздельная преданность общения двух супружеских лиц. Поэтому в семье невозможно счастье без единых духовно-нравственных целей жизни. Это возможно лишь в том случае, когда супруги не стремятся получить друг от друга что-либо, а стремятся отдать себя для счастья своей половины. Вторая цель брака, на которую указывает Священное Писание, есть рождение и христианское воспитание детей.

 

Ваия (вайя) (мн.ч. - ваии) – пальмовые ветви, с которыми народ встречал Спасителя, шествующего в Иерусалим (Ин. 12:13).

В воскресенье, называемое Вербным, когда Церковь празднует это событие, в храме совершается освящение верб, заменяющих в северных широтах ваии.

Распустившиеся ветви знаменуют победу жизни над смертью, совершенную Спасителем, и воскресение. Освященные вербы верующие приносят домой и хранят в красном углу.

 

Великие праздники – двунадесятые праздники, а также

- Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября),

- Обрезание Господне (1/14 января),

- Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля),

- праздник свв. Апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля),

- Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября).

 

Великий пост – подготовка к Светлому Христову Воскресению (Пасхе) путем покаяния, углубления духовной жизни.

Великий Пост – самый продолжительный из всех многодневных постов. Первые шесть недель поста до пятницы шестой недели имеют название «святая четыредесятница». Седьмая, последняя неделя перед Пасхой – Страстная седмица.

Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина. Во время Великого поста в среды и пятницы, а также в понедельник и вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается литургия Преждеосвященных Даров (кроме дня Великой пятницы); в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. В первые четыре дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского.

 

Венчание - богослужение, во время которого совершается Таинство Брака: благословляется и освящается христианский брак.

Венчание совершается священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства. В практике Православной Церкви венчание принято совершать после обручения.

В Православной Церкви венчание разрешается совершать и над вступающими во второй или третий брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв.

В Русской Православной Церкви венчание не совершается во все посты, на Пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресенья (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг).

 

Венчик - атласная или бумажная лента с изображением Спасителя, Божией Матери и св. Иоанна Предтечи, возлагаемая на чело (лоб) усопших; символизирует венец славы в Царстве Небесном (2Тим. 4;8), принадлежность новопреставленного к светлому сонму чад Церкви Христовой и верности ей до конца.

 

Вериги - разного вида железные цепи, полосы, кольца, носимые спасающимися на голом теле, для смирения плоти; железная шляпа, железные подошвы, медная икона на груди, с цепями от нее и прочее, которые носили великие подвижники для смирения плоти.

 

Верные – христиане, прошедшие оглашение (катехуменат) и принявшие крещение.

 

Вечерня - общественное богослужение, совершаемое в вечерние часы; в праздничные дни соединяется вместе с утреней в составе всенощного бдения (всенощной).

Вечерня различается вседневная, малая и великая. Вседневная вечерня совершается в будние дни, малая вечерня перед всенощным бдением, великая вечерня - под праздники и воскресения.

В чин великой вечерни входят: благословение; пение предначинательного 103-го псалма (во время которого священник читает светильничные молитвы и кадит храм); великая ектения; пение стихов 1, 2 и 3 псалмов, стихир на "Господи воззвах", догматика; вход с кадилом; пение "Свете тихий" - гимна первых веков христианства; прокимен (в некоторые дни читаются паримии); сугубая ектения; пение вечерней молитвы "Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам..." (в праздники совершается лития), пение стихир на стиховны; молитвы праведного Симеона "Ныне отпущаеши" (Лк. 2; 29-30); трисвятое: молитва Святой Троице; "Отче наш"; "Богородице Дево, радуйся"; тропари; отпуст.

 

Викарий (викарный епископ, от лат. vicarius – заместитель, наместник) - помощник правящего архиерея большой епархии (митрополии) в епископском сане. Исполняет поручения по делам епархии, и носит титул по одному из городов на ее территории. Викарный епископ в епархии может быть один (в С.-Петербургской митрополии, с титулом "Тихвинский") или несколько (в Московской митрополии).

 

Вифлеемские младенцы — святые мученики (память 11 янв. нов. ст.), убиенные по приказу царя Ирода в Вифлееме (Мф 2:16-18).

 

Владыка - наименование епископа, архиепископа и митрополита.

 

Вода святая - обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретающая освящающие (благодатные) и исцеляющие свойства после совершения особого молебна, именуемого водоосвящением.

 

Водоосвящение или водосвятие - церковное чинопоследование, на котором при троекратном погружении креста, с соответствующими молитвами и песнопениями, Божественным наитием совершается освящение воды.

Водосвятие бывает великое и малое. Великое водосвятие совершается дважды в году: накануне праздника Богоявления (Крещения) – после литургии или вечерни, и в самый день праздника – после литургии. Вода, освященная в эти дни, называется великой агиасмой (греч. «святыня»).

 

Вознесение Господне - двунадесятый праздник, установленный в воспоминание вознесения Спасителя на Небо (Лк. 24, 51; Деян. 1, 1-11). Совершается праздник на сороковой день после Пасхи, т.к. от Своего воскресения из мертвых до вознесения Господь пробыл на земле сорок дней.

 

Волхвы. Одними из первых пришли поклониться рожденному Христу волхвы с Востока (Мф 2. 1-12). Волхвы (зороастрийские или вавилонские жрецы), получившие откровение о пришествии в мир Христа являют пример того, как действует во внешнем по отношению к миру авраамистической религии призывающая благодать. Получив откровение в виде особой звезды, явившейся в знак Рождества Христова, евангельские волхвы увидели в этом знак рождения необычной личности и направились в Иерусалим, где, узнав от царя Ирода, что Мессия должен родиться в Вифлееме, именно там и обрели Иисуса Христа, принеся ему дары: золото, ладан и смирну.

 

Воображение — способность человеческого ума к построению образов и предположений, категорически воспрещенная в молитвенном делании христианского подвижника. Деятельность человеческого воображения неразрывно связана с силой человеческого ума. Эта деятельность вполне приемлема во многих областях человеческого творчества – науке, искусстве и пр. Однако она лишается всякого значения в молитвенной жизни, не имеет никакого положительного смысла для познания Бога.

 

Воскресение мертвых – восстановление физических тел людей в новом состоянии, имеющее наступить со вторым пришествием Иисуса Христа. Воскресение мертвых, по словам апостола Павла, произойдет во мгновенье ока (1Кор. 15:52).

 

Воскресенье – еженедельный праздничный день (малая Пасха), которым начинается богослужебная седмица. Назван так в память воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа. В церковно-богослужебных книгах называется еще неделей, т.к. в этот день не положено заниматься житейскими делами (не - деля), но следует посвящать его молитве, чтению духовной литературы и делам милосердия.

 

Восприемники - в Таинстве Крещения свидетели, поручители за веру крещаемого, обязанные наставлять его в правилах христианской жизни. Ответственность восприемника после крещения не менее велика: восприемник должен наставлять крещаемого в вере и благочестии и в дальнейшей жизни.

 

Восток - сторона света, имеющая в православном вероучении особую духовную значимость: на восток от земли находится утраченный человечеством рай, от востока совершится Второе пришествие Господа Иисуса Христа на землю (Мф. 24, 27). Поэтому, желая возвратиться в прежнее отечество, ожидая Господня пришествия, православные христиане поклоняются Богу на восток; по этой же причине алтарем на восток строятся православные храмы и лицом к востоку погребаются усопшие.

 

Враг. Врагом человека Спаситель назвал дьявола (Мф.13:28). Падшие ангелы, возглавляемые дьяволом стремятся погубить человеческую душу, действуя через всеваемые в человека греховные помыслы. Усвоенные человеком греховные помыслы становятся страстями, которые превращают человека в раба дьявола, делают его противником Всесвятого Бога.

 

Вселенские Соборы - собрания предстоятелей и представителей всех Поместных Церквей, созываемые для низложения ересей и утверждения истин вероучения, для установления правил, обязательных во всей Церкви, и для решения вопросов, имеющих общецерковную важность.

Вселенский Собор является единственным верховным авторитетом во вселенской Православной Церкви по вопросам вероучения и законодательства и, по действию через него и в нем Святого Духа, обладает свойством непогрешимости; определения, и правила Вселенского Собора простираются на все Поместные Церкви и на все времена. Всего было семь Вселенских Соборов (325-787 гг).

 

Всенощное бдение, или Всенощная, – это соединение трех служб (великой вечерни (иногда великого повечерия), утрени и первого часа). Древний обычай совершать всенощное бдение основан на примере Спасителя и Св. Апостолов. В наше время, обычно на приходах и в большинстве монастырей бдение совершается в вечернее время. В то же время до сих пор сохранилась практика служить Всенощную ночью: накануне праздников Святой Пасхи и Рождества Христова бдение совершается ночью в большинстве храмов в России.

Второе Пришествие Господне - пришествие в конце времен с Небес на землю Господа Иисуса Христа в Божественной славе и силе: Он уничтожит власть над народами антихриста; ввергнет в вечный огонь диавола и демонов (Откр. 20, 10); воскресит и представит пред Собою на суд, называемый Страшным, всех живших на земле людей и определит вечную участь каждого (Мф. 25, 31-46; Откр. 20, 11-15); преобразит мир, предав огню старый и сотворив новый - нетленный, духовный, где праведники будут вечно пребывать с Богом и в Боге (2 Пет. 3, 3-13; Откр. 21 и 22).

 

Православное христианство

 

«Кашин Православный» 2010-2014 ©