Кашин Православный - XXXII. Церковный словарь (Г - М)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Кашин Православный

По благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора

 

По вопросам и предложениям пишите на электронный адрес администратора проекта
«Кашин Православный»:
kashin.ortox@gmail.com

 

Авторизация

E-mail:
Пароль:

Новости

  • 01 Февраль 2017
  • Погода в Кашине

    Транспорт Кашина: автобусы и поезда

     

    Карта Кашина

    Кашин Православный

    Православный календарь

    Двунадесятые праздники

    Чудотворные иконы

    Новомученики и исповедники Кашинские

Все новости

XXXII. Церковный словарь (Г - М)

Церковный словарь: Г-М

 

Геенна (с евр. долина Гинном) — название глубокого и узкого оврага на южной стороне Иерусалима, в котором, при Ахазе, идолопоклонствующие Иудеи сжигали своих детей в честь идола Молоха, при игре на музыкальных инструментах, с тем чтобы заглушить их жалобные вопли (2Пар 28:3, Иер. 7:31).

В позднейшее время этот овраг сделался символом вечного мучения, где червь не умирает и огонь не угасает (Мк 9:44). В этом смысле слово геенна употребляется постоянно Господом или одно, или с прибавлением: огненная (Мф 5:29-30, 10:28, Мк 9:43-45, Лк 12:6. Мф 5:22, 18:9, Мк 9:47, Иак. 3:6).

 

Гексаграмма – (щит или звезда Давида) шестиконечная звезда, составленная из двух равносторонних треугольников, имеющих общий центр. Встречается в качестве храмового орнамента.

 

Герменевтика (греч. ρμηνευτική - искусство толкования от греч. ρμηνεύω - толкую) - раздел богословия, занимающийся раскрытием основных принципов истолкования Священного Писания. Герменевтика ставит своей задачей раскрытие базовых принципов истолкования Священного Писания, как с теоретической точки зрения, так и в исторической практике.

 

Глоссолалия – явленный в Древней Церкви дар говорения (проповеди) на незнакомых иностранных языках.

 

Гнев – потеря душевного равновесия, желание зла огорчившему; является четвёртой из восьми главных страстей.

 

Говение (греч. эвла́бэйа, букв. "осторожность", "предусмотрительность", "благоговение"; лат. pietas "благочестие") - термин православного богослужебного обихода, обозначающий практику поведения верующих во время поста. Слово «говение» — древнее, даже не славянское. Корни его в санскрите, где «го» обозначает духовное наставление, «hava» — жертвоприношение, «гу» — жертвовать. Это дает повод предполагать, что в древности говение состояло в молитвах, соединенных с жертвоприношением. Слово сохранило за собой смысл поста как своеобразной жертвы Богу, как дань благодарности Ему.

Интересно, что наши предки еще сравнительно недавно знали слова «говенствовати» — почитать, чтить, «говейный» человек — достойный уважения и почтения, «говеин» — учтивый. В современном русском языке эти слова остались в форме «благоговение» и «благоговейный».

 

Голгофа (евр. «череп, лоб») – холм, на котором был распят Иисус Христос; по преданию, на Голгофе был погребен Адам. Во времена Иисуса Христа Голгофа находилась за пределами Иерусалима. Постепенно город разрастался, и теперь Голгофа лежит в центре западной части Иерусалима. Неподалеку от Голгофы находится Гроб Господень, высеченный в скале (Ин.19;41).

 

Гоми́лия — одна из форм христианской проповеди, содержащая истолкование прочитанных мест Священного Писания.

 

Господь – имя Божие, применимое как к Святой Троице, так и к каждому Божественному Лицу. Выражает истину абсолютной власти Бога-Творца над своим творением.

 

Горнее место - место у восточной стены алтаря, напротив престола, где на некотором возвышении ставится кресло (трон) для архиерея, а по сторонам, но ниже его - сидения для священников.

 

Грех - извращение человеческого естества вследствие отпадения от Бога, впадение человека в противоестественное (нижеестественное) состояние, беззаконие как нарушение нормы (закона, порядка) человеческого бытия, определенного Богом.

 

Грех первородный - нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заповеди Бога о послушании Ему (Быт. 3), повлекшее ниспадение их из состояния богоподобия, бессмертия и богообщения в чувственность, тленность и рабство греху.

 

Грех смертный – грех, ведущий к погибели души. Пребывающий в смертных грехах признается умершим душою.

 

Гроб Господень (Кувуклия) - пещера, бывшая местом погребения и Воскресения Христова, в честь чего в ней устроен храм. Находится в Иерусалиме. Испокон веков в Иерусалимском храме Воскресения Христова, более известном как храм Гроба Господня, ежегодно совершается схождение Благодатного огня.

 

Дар слез – действие Божественной благодати Святого Духа в человеческой душе, открывающее человеку видение собственных грехов и греховного состояния всего человечества, позволяющее ему более глубоко молиться за себя и остальных людей. Дар слез называется благодатным даром, поскольку через него человек приобретает возможность предстательства (ходатайства) за ближних.

 

Дары Святого Духа – особые действия Божественной благодати Святого Духа в душе христианина, подающие силы на деятельность ради блага ближнего и Церкви.

 

Дары Святые – хлеб и вино, освященные и преложенные в Плоть и Кровь Христовы во время совершения литургии.

 

Двунадесятые праздники - двенадцать главных (после Пасхи) праздников: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Сретение, Крещение Господне (Богоявление), Преображение, Вход Господень в Иерусалим. Вознесение, Пятидесятница (День Святой Троицы), Успение Божией матери и Воздвижение Креста Господня. Вечером накануне двунадесятых праздников всегда служится торжественное всенощное бдение.

 

Девственность (девство) - сознательный уход от половой жизни ради полноты Богообщения в монашестве или полноты любви в будущем браке. Девство является одним из монашеских обетов и условием жизни до брака тех, кто стремится к духовному совершенству и жизни вечной.

 

Девятины - поминовение усопшего, совершаемое по церковному чину в девятый день (включая день смерти) после преставления. Поминовение совершается в честь девяти чинов Ангельских, ходатайствующих пред Господом о помиловании представившегося. В этот день, по церковному преданию, ангелы поставляют душу на вторичное поклонение Богу после показа ей райских обителей.

 

Деисис (от греч. "прошение, моление", встречается также неправильная русская форма - "Деисус") - композиция из трех икон - в центре икона Иисуса Христа Пантократора, слева икона обращенной к Нему Богородицы, справа - Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества.

 

Демон – падший ангел, дух злобы, падший дух.

 

День Ангела - день крещения человека; также иногда символически называют день именин. Нельзя, однако, смешивать святых с Ангелами-Хранителями, посылаемыми для попечения и охранения людей. Именины - это день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела - день крещения. В день Ангела следует посетить храм и, если возможно, то причаститься.

 

Дерзновение – христианская добродетель, заключающаяся, по слову св. Иоанна Златоуста, в решимости отваживаться на опасности и смерть ради угождения Богу.

 

Диакон (греч. διάκονος - служитель) - первая степень священнослужителя в Церкви, следующая перед пресвитером и епископом.

 

Диатрибы (беседы). Диатрибы у апостола Павла, как правило, — беседы с воображаемым оппонентом, воспроизводившие в литературной форме те реальные диспуты, которые апостолу приходилось вести в его энергичной и дерзновенной миссионерской деятельности.

 

Диптих (греч. — сложенный вдвое) - список имен, поминаемых во время литургии в древней Церкви.

 

Добротолюбие - сборник духовных текстов аскетического содержания православных авторов IV—XV веков, составленных афонским подвижником св. Никодимом Святогорцем и митрополитом из Коринфа св. Макарием Нотарасом. На греческом языке Добротолюбие было впервые опубликовано в 1782г. На русский язык Добротолюбие переводил св. Паисий Величковский, первый перевод которого вышел в 1793г. Впоследствии работу по составлению и дополнению сборника проводили великие русские святые епископы - Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов.

 

До́гматы - непререкаемые истины веры, данные через Божественное Откровение, определенные и сформулированные Церковью на Вселенских Соборах (в отличие от частных мнений). Краткое и точное изложение всех истин (догматов) христианской веры, содержится в Символе веры.

 

Домовая церковь - церковь, находящаяся внутри какого-либо здания, дома (напр., при архиерейских покоях, в больнице и т.п.). Должна быть освящена, и иметь собственный антиминс.

 

Дружба — особые доверительные отношения между Богом и человеком или между людьми, основанные на искренности и любви.

 

Дух есть высшая способность человеческой души, посредством которой человек познает Бога. Человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души.

 

Духовенство – понятие, объединяющее священнослужителей всех степеней. Делится на белое духовенство, состоящее из лиц женатых, и черное – из лиц, принявших монашество.

Духовником в Православной Церкви называется священник как совершитель таинства покаяния. Духовнико́м в монастыре принято называть особое должностное лицо в обязанности которого входит духовное руководство братии по пути ко спасению.

 

Душа есть созданная Богом самостоятельная, бессмертная, личная, разумно-свободная сущность, отличная от тела. Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие грехопадения.

 

Душепопечение – взращивание души христианина в соответствии с идеалом Христовым. Термин душепопечение введён св. Григорием Двоесловом.

 

Дьявол (греч. diabolos — клеветник) – падший ангел, восставший, по причине гордости, против Бога и утративший свое ангельское достоинство, допущенный Богом для искушения людей ради определения их свободной воли к добру.

 

Ева (Быт.III,20) - имя, данное Адамом своей жене. Это имя происходит от еврейского слова хавва, значащего жизнь, так как она должна была сделаться прародительницей всех живущих на земле. Ева создана Богом из кости Адама во время его сна (Быт.II,21,22), а затем, прельщенная диаволом, принявшим на себя вид змия, она нарушила единственную заповедь, данную Богом первым людям. Вкусив от запрещенного плода, она склонила к тому же и Адама (II Кор. XI, 3, I Тим. II,14).

 

Евангелие в современном языке имеет два значения: христианское благовестие о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти и книга, излагающая эту весть в форме повествования о воплощении, земной жизни, спасительных страданиях, крестной смерти и воскресения Иисуса Христа.

 

Евангелисты (греч. «благовестники») – так называются авторы четырех книг Нового Завета - Евангелий – апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Первый и последний были из 12-ти, а второй и третий из 70-ти апостолов.

 

Евхаристия (греч. благодарение) или Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную.

 

Ектения (греч. «усердие, протяжение») – общее моление на церковных богослужениях, когда диакон (или священник, если нет диакона) возглашает молитвенные прошения, а хор на каждое прошение поет «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».

Оканчивается ектения возгласом священника. Ектения бывает нескольких видов: великая – начинается словами «Миром Господу помолимся»; сугубая, т.е. усиленная, - начинается: «Рцем вси, от всея души…», с троекратным «Господи, помилуй» на каждое прошение (начиная с третьего); просительная – в ней прошения заканчиваются пением «Подай, Господи» и малая – состоит только из трех прошений и начинается словами «Паки и паки…» (т.е. «снова и снова»).

 

Елей - освящённое масло, обыкновенно оливковое с примесями благовоний.

 

Елеосвящение - одно из семи Таинств Церкви, состоящее в помазывании священниками больного человека освященным елеем, с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать. Помазуются крестообразно чело, ноздри, щеки, уста, грудь, внешняя и тыльная сторона ладоней.

 

Елеопомазание - начертание священником на челе верующих креста освященным елеем, совершаемое на богослужении воскресной и праздничной утрени после чтения Евангелия, во время поклонения иконе праздника, возложенной посреди храма на аналое. При этом священник произносит: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», а верующий отвечает: «Аминь». Существует также традиция, по которой в Господские праздники священник произносит при помазании: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а в праздники Богородицы: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

 

Епископ (от греч. επίσκοπος – блюститель) – высшая степень священноначалия в Церкви, третья степень священнического служения, следующая после диакона и пресвитера.

 

Епитимия (эпитимия, епитимья́ от греч. ἐπιτιμία, «наказание») — способ врачевания кающегося грешника, заключающийся в исполнении им дел благочестия, определенных его духовником.

 

Епитрахиль (греч. шея) - принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея - длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь, спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы.

 

Ересь – намеренное искажение православной догматики.

 

Жадность (алчность, скупость) – проявление страсти сребролюбия. Алчность – стремление побольше получать. Скупость – стремление ничего не отдавать из уже имеющегося. Жадность – стремление побольше получать и поменьше отдавать, т.е. включает в себя алчность и скупость.

 

Жертвенник – четырехугольный стол, находящийся в северо-восточной части алтаря (слева от престола), облаченный в такие же, как и престол, одежды – срачицу и индитию. Название свое получил от того, что на нем во время проскомидии хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для последующего таинства Святые Дары.

 

Зависть – печаль о благе ближнего. От этого греха предостерегает 10-я заповедь Божия. Не завидуй славе грешника, ибо не знаешь, какой будет конец его (Сир.9:14).

 

Заговение - последний день употребления скоромной пищи перед церковным постом.

 

Заповеди Божии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствии греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру - совести. "Иисус сказал...: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14:23-24).

 

Запретительные молитвы - молитвы некоторых богослужебных чинопоследований, запрещающие диаволу и изгоняющие его. Читать их (т.е. молиться ими), во избежание духовного вреда, разрешается только священникам.

 

Затворник – монах, совершавший подвиги своего спасения в уединении – в затворе. Затворничество является одним из видов отшельничества, отличительной особенностью затвора является то, что подвижник укрывается не в далеких пустынях, но затворяется ото всех среди монастыря, на окраине города и т.п. Целью затворничества является «исихия» или «священное безмолвие».

 

Здоровье души – исцеление от болезни греха и страстей Божественной благодатью. Таинство Причащения – «лекарство бессмертия», как говорил священномученик Игнатий Богоносец, «противоядие, чтобы не умирать». Подобно тому как, заботясь о телесном здоровье, человек разыскивает хорошего врача, так же, заботясь о здоровье души, нужно постараться найти хорошего духовника и ходить к этому духовнику — врачу души — регулярно. Старец Паисий Святогорец.

 

Зло – извращенное действие воли тварных существ, нарушающее Божественную волю и ведущее к отпадению от Бога.

 

Злопамятность (памятозлобие) – проявление страсти гордости, памятование зла или обиды, непрощение, мстительность. Бог есть любовь... следовательно, отвержение любви или злопамятство есть отречение от Бога.святитель Игнатий Брянчанинов.

 

Знание – познание Бога, себя, ближнего и окружающего мира. Первостепенным для спасения является познание Бога и самопознание.

 

Идолопоклонство – порожденное падшими духами поклонение ложным богам в виде идолов, а также обожествление собственных страстей и служение им. Всякая страсть идол.

 

Иерей – (греч. «священник») – то же, что священник.

 

Иерарх (греч. «священновластный») – общее наименование для священнослужителей высшей степени церковной иерархии: епископа, архиепископа, митрополита, экзарха, патриарха.

 

Иеродиакон (от греч. ερο- священный и διάκονος - служитель) - монах в чине диакона. Старший иеродиакон называется архидиаконом.

 

Иеромонах — монах, обладающий саном священника, принадлежащий к церковному священноначалию, являющийся священнослужителем.

 

Изобразительны - краткое общественное богослужение, совершаемое вместо литургии, когда по какой-либо причине ее не бывает.

 

Иисус Христос – Богочеловек, воплощённый Бог; Слово Божие, Второе Лицо Святой Троицы, по предвечному Божественному совету воплотившееся, ради спасения рода человеческого.

 

Икона (греч. образ) - живописное изображение Святой Троицы, Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангельских Сил, святых, а также священных событий, написанное в соответствии с церковными иконописными канонами и освященное по церковному чину.

Иконопочитание - учение Православной Церкви о чествовании и поклонении иконам, введенное в догмат и закрепленное на VII Вселенском Соборе. Следует, учесть, что 2-я Заповедь Декалога направлена против идолопоклонства, а не иконопочитания, и её следует воспринимать в контексте, а не отрыве от 1-й Заповеди.

 

Иконостас - перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами, символизирующими историю спасения человечества Богом. Число ярусов бывает от трех до пяти. Их можно рассматривать, начиная с верхнего яруса, ибо Господь постепенно, словно по ступеням, низводил к людям спасение.

- Пятый, верхний ярус содержит икону Троицы и иконы ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.).

- Четвертый снизу – икону Богородицы «Знамение» и иконы предстоящих пророков.

- Третий ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников.

- Второй ярус – иконы Деисиса.

- В середине нижнего яруса находятся Царские врата, справа (на южной стороне) от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которому посвящен храм. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.

 

Икос (в переводе с греч. – дом) - церковное песнопение, содержащее прославление святого или празднуемого события. Икосы вместе с кондаками составляют акафист. Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак - тема, а икос - развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.

 

Именины – день памяти святого, чьё имя было дано человеку при Крещении. Каждый день церковного календаря посвящен памяти какого-либо святого (чаще всего – не одного). Список дней памяти святых находится в месяцеслове. Как определить день именин? В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами». Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших Церковь так же поминает их имена, данные в крещении.

 

Индиктион - период времени в 532 года, называемый великим пасхальным кругом, по истечении которого даты празднования Пасхи следуют в том же порядке, как в предшествовавший период.

 

Инок. Во всех старых словарях и энциклопедиях инок и монах – синонимы. Однако в практике современных русских православных монастырей возникло различие между словами инок и монах. Первый является насельником монастыря, не давшим еще обетов, но имеющим право носить часть монашеских одеяний. Монахом же называют того, кто пострижен в мантию и дал монашеские обеты (малая схима).

 

Инстинкт - врождённая потребность к удволетворению психо-физиологических реакций организма. (Не путать со страстью - приобретённым духовным заболеванием: необузданным влечением ко греху. Также следует учесть, что инстинкт это действие падшей человеческой природы). У человека существует два основных инстинкта: инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода.

 

Интронизация (настолование) - торжественное богослужение, во время которого совершается возведение новоизбранного Патриарха на патриаршую кафедру.

 

Иордань – прорубь, обычно крестообразной формы, вырубаемая во льду для освящения воды в праздник Крещения Господня (Богоявления). Название крещенской проруби иордань происходит от имени реки Иордан, в которой крестился Иисус Христос. Следует иметь в виду, что благочестивый обычай купания в освящённой воде иордани не является обязательным и купание в иордани не очищает от грехов. Очищает от грехов только покаяние.

 

Иподиакон (греч. uπο - "под", "внизу" и διάκονος) - служитель, то есть поддиакон, помощник диакона) - помощник диакона, высшая степень церковнослужителя. Иподиакон - низший клирик наиболее высокой степени. "Установление иподиаконского чина относится к первым временам Церкви, - говорит Епископ Никодим.

 

Исихазм (греч. — молчание, безмолвие) - мистическое подвижническое течение в монашестве. Исихазм — подвиг, связанный с отшельничеством и безмолвием, древнее понятие в Восточной церкви.

 

Искренность - правдивость, чистосердечность; противоположность лживости, лицемерию. Чтобы быть искренним к ближним, надо учиться относиться к ним по заповеди Господней, т.е. так, как к самим себе. Нужно перестать относиться к другим людям как к средству для достижения чего-либо. Достижению искренности учит молитва.

 

Исповедь (Таинство покаяния) - таинство Православной Церкви, во время которого исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает разрешение и оставление грехов от Бога. Принимает исповедь священник или архиерей. Исповедь принято совершать после вечернего богослужения или утром, непосредственно перед литургией, поскольку миряне к причащению допускаются после исповеди.

 

Кадило - один из символов православного богослужения. С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев - ладан. При сгорании он образует благовонный дым - фимиам.

 

Канон (греч. κανών, «правило, мерило, норма») – форма церковной молитвенной поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4-6) - тропарями. Пришел на смену кондаку в 8 в.

 

Канон Евхаристический – главная часть Литургии, во время которой совершается преложение Святых Даров. В настоящее время в Православной Церкви используются евхаристические каноны (или анафоры) литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого, различающиеся словами молитв.

 

Канонизация (греч. «узаконивать», «брать за правило») – признание Церковью какого-либо своего члена святым с соответствующим его почитанием.

 

Канун - день, предшествующий церковному празднику.

 

Ка́тарсис (от греч. κάθαρσις) – очищение. Очищение относится, главным образом, к душе. В святоотеческом богословии понятие «очищение» употребляется для определения трех состояний. Первое – это отметание от сердца всех помыслов. Помыслы называются так потому, что они должны находиться в рассудке. Второе – это стремление к подвигу, чтобы силы души (разумная, вожделевательная, раздражительная) действовали согласно естеству и сверх естества (т.е. чтобы они обратились к Богу), но не противестества. Третье – это аскетический метод, посредством которого человек от любви корыстной приходит к любви бескорыстной.

 

Катехизис (от греч. katechesis - поучение, наставление) - руководство, содержащее основные положения христианского вероучения. Катехизация - устное наставление обращающихся к христианской вере, предшествовавшее крещению. С 16 в. катехизис - книга, учебное руководство, популярно излагающее (обычно в форме вопросов и ответов) учение христианской Церкви.

 

Кафизма (греч. κάθισμα "сидение") - одна из двадцати частей, на которые разделена Псалтирь.

 

Киворий - в больших храмах - куполообразная сень над престолом, утвержденная на нескольких колоннах. Передает символическое значение престола как гроба Господня - места смерти и воскресения Спасителя.

 

Клевета – лжесвидетельство, нарушение 9-й заповеди (Исх 20:10). Христианство учит не доверять клевете. Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает. Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета. Сир. 19:13-15. Первая клевета встречается в 3 главе Бытия, когда сатана клевещет на Бога, представляя Творца лжецом. От этой клеветы произошло грехопадение человечества, поэтому сатана именуется клеветником.

 

Клирос - место в храме, где находятся чтецы и певчие; в большинстве случаев – южный и северный концы солеи, несколько выступающие внутрь храма и закрытые киотами с иконами (называются, соответственно, правым и левым клиросами).

 

Колокольный звон подразделяется на благовест (при таком звоне ритмично ударяют в один колокол), трезвон (ударяют в разные колокола одновременно в три приема с паузами между ними), перезвон или перебор (при нем ударяют поочередно в разные колокола).

Кондак (греч. κόντάκιον от κοντός — палочка, на которую наматывался свиток пергамента) — небольшое песнопение (в одну-две строфы), в параллель тропарю раскрывающее сущность праздника.

 

Кража - нарушение восьмой заповеди Божией. Грешит против этой заповеди, например, тот, кто ворует, грабит, вымогает, берёт взятки, удерживает плату работника; кто получает плату за работу, но не работает; кто берет чужое обманом, хитростью. Греху кражи противостоят следущие добродетели: бескорыстие; верность; правосудие; милосердие к бедным.

 

Крест – главный символ Христианства, представляющий собой орудие казни Богочеловека Иисуса Христа, на котором он был распят для искупления грехов мира. Крест является всепобеждающим духовным оружием, основанием и средоточием всей церковной жизни.

Крест нательный – видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви, исповедания христианской веры, средство благодатной защиты.

 

Крестный (восприемник) - в Таинстве Крещения свидетель, поручитель за веру крещаемого, обязанные наставлять его в правилах христианской жизни. По Требнику, необходимым считается только один восприемник — мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Но по неписанной традиции могут быть и двое восприемников: мужчина и женщина.

 

Крестный ход – торжественное шествие вокруг храма духовенства и народа с иконами, крестами, хоругвями и др. Совершается в праздничные дни.

 

Крещение – одно из семи Таинств Церкви - духовное рождение (Ин.3:5). После крещения человек становится членом Церкви, и может принимать участие в Церковных Таинствах.

Кротость - Божественное качество и христианская добродетель. Под Божественной кротостью понимается всепрощающая мягкость Бога, выражающаяся в благости и снисождении к падшему и страдающему человечеству, в желании спасения всех людей, в излиянии Божественой любви на всех.

 

Кутия, коливо - вареная пшеница или рис, приправленные медом, обычно смешанные с изюмом, черносливом или яблоками.

 

Ладан (вероятно, искаженное производное от названия страны Ливан) – душистая древесная смола, собираемая с деревьев и кустарников в восточных странах, изначально с ливанского кедра, что, вероятно, дало название одному из ароматов – ливан, которое в русском языке превратилось в слово ладан. При сгорании ладана образуется благовонный дым - фимиам.

 

Лень (праздность, тунеядство) - вялость и бездействие; проявление страсти уныния. Священное Писание определяет лень как нравственный порок. Христос обличал ленивых, нерадеющих о своём спасении. В притче ленивый человек не радеет о данном ему Богом таланте, и за это подвергнется суду: Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал (Мф.25:26).

Пассивность и равнодушие вредны и губительны для христианина не менее, чем откровенные враги.

Противоположные лени дородетели: трудолюбие, ревность, дерзновение. Противостоят лени молитвой, поклонами, чтением житий подвижников, понуждением себя к труду.

 

Лжесмирение - притворное смирение, происходящее от желания показаться перед людьми лучше чем ты есть на самом деле, приобрести их расположение ради успеха в земной жизни.

 

Лития́ (от греч. "усердная молитва") - в православном богослужении часть всенощного бдения накануне праздников, следующая за ектенией, начинающейся словами: "Исполним вечернюю молитву нашу Господеви". Содержание молитв литии указывает, что она получила свое начало по поводу общественных бедствий, постигавших Византию. И ныне лития, помимо предпраздничных всенощных, совершается в случаях общественных бедствий или при воспоминаниях о них, обыкновенно вне храма, соединяясь с молебном, а иногда и с крестным ходом.

 

Литургия – главное из общественных богослужений, во время которого совершается главное таинство Церкви - Таинство Причащения или Евхаристия (греч. «благодарение»). Совершается в крупных храмах ежедневно, в большинстве других – каждое воскресенье. Начало Литургии обычно в 9-10 часов утра, в храмах, где более одного престола, может совершаться также и ранняя литургия (в 6-7 часов утра). Продолжительность службы 1,5–2 часа.

Желающий причаститься за Литургией Святых Христовых Тайн, должен сначала очистить свою совесть в Таинстве Покаяния (Исповеди). Также перед Причастием положен литургический пост.

 

Ложь - намеренное искажение истины. Источником лжи является диавол: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Девятая заповедь однозначно запрещает ложь.

 

Лукавство – хитрость, коварство. Лукавый (от слав. лука – изгиб) – одно из наименований диавола, которое указывает на нравственную искривленность, лживость, неискренность демона. Существующие наименования врага рода человеческого передают различные его свойства. Сатана означает противник, диавол переводится как клеветник.

 

Любовь – Божественное имя, отражающее Божественное свойство, и основополагающая христианская добродетель. «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенств» (Кол.3:14).

 

Любопытство – нарушение девятой заповеди Декалога. Любопытство – извращённая, страстная любознательность (подглядывание и подслушивание, желание знать чужие грехи и тайны). Любопытство привело прародителей человечества к грехопадению. "Не ничего в такой степени неприличного женщине, как всячески разузнавать чужие дела; впрочем, не только женщине, но и мужчине, потому что это величайший признак бесстыдства и наглости" (свт.Иоанн Златоуст). "Не расспрашивайте с любопытством о временных делах мира сего, дабы не уподобиться отхожим местам" (авва Исаия).

 

Любостяжание — излишнее попечение о богатстве и приобретении земных благ. Любостяжание есть забота о земных благах сверх необходимого для жизни, когда человек больше заботится о себе, пренебрегая любовью к Богу и ближнему. Грех любостяжания относится к идолопоклонству, поскольку идол есть предмет обожествления, а любящий богатство (любостяжатель) обожествляет богатство и служит ему, оберегая его и приумножая его любой ценой.

 

Маловерие – сомнение в свойствах Божиих (всеведении, всемогуществе, всесовершенстве и пр.) или Его Промысле (направляющему каждого человека ко спасению). Маловерие – недоверие Богу. Признак маловерия – лень, теплохладность, ропот. Фактически любой грех является следствием маловерия.

 

Маммона (Мф 6:24, Лк 16:13) — сирийское слово, значащее богатство или земные блага. "Не можете служить Богу и маммоне" (богатству), сказал Господь, указывая этим на то, что не должно иметь пристрастия к богатству, так как подобное пристрастие несовместно со служением Богу.

 

Масленица – народное название Сырной седмицы – последней подготовительной седмицы к Великому посту. В эти дни, согласно Типикону, уже не вкушают мясо. Седмица является сплошной. Начинается сырная седмица Неделей мясопустной, о Страшном Суде, завершается перед Неделей сыропустной (Прощёным воскресеньем).

 

Мерная (именная) икона - икона святого, которая пишется ко дню крещения младенца и соответствует его росту на момент рождения. Изображается на иконе святой, в честь которого назван ребенок. В день крещения на младенца надевают нательный крестик, а над кроваткой помещают его мерную икону.

 

Мессия (евр. Помазанник - то же, что по-гречески Христос) - имя, усвоенное Христу Спасителю.

 

Месяцеслов (или святцы) - указатель памятей святых по дням года с отсылками к определенным евангельским или апостольским чтениям, прилагаемый к Евангелию или Апостолу, предназначенным для богослужебного употребления.

Окончательной, однообразной редакции месяцесловов не существует; одно только правило соблюдается непременно — каждое имя, заносимое в святцы, должно принадлежать канонизированному Церковью святому.

 

Миро (греч. - благовонное масло) – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – 50 веществ).

 

Миpоносицы – носящие миpо. Это те женщины, котоpые в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на бездыханное Тело своего Божественного Учителя. Жены-мироносицы – прославленные Церковью в лике святых Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и иные: Мф (28:1); Мк (15:40; 16:1); Лк (24:10); Ин (20:1-2, 11-18).

Память празднуется в 3-е воскресенье по Пасхе. Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок.

 

Миропомазание есть таинство, в котором верующему при помазании освященным миром частей тела подаются дары Святого Духа. Таинство Миропомазания совершается обычно непосредственно после таинства Крещения, составляя с ним один богослужебный чин. Таинство Миропомазания, как и Крещение, совершается над человеком единственный раз в жизни.

 

Миряне - члены Церкви не входящие в состав духовенства и монашества. Кроме миссионерского служения, миряне могут совершать все богослужения, приведенные в часослове и, в исключительном случае, совершать Таинство Крещения.

 

Митра – богато украшенный золотым шитьем, бисером, драгоценными камнями головной убор сферической формы. Митра священника увенчивается иконой, митра архиерея крестом.

 

Митрополит - титул епископа главного города области или провинции. Титул митрополита возник потому, что некоторые епископы (главных городов, то есть метрополий) имели под своим началом нескольких подчиненных им епископов, управляющих епархиями. Кафедра митрополита находилась в главном городе (метрополии) провинции Римской Империи. Впоследствии митрополитами стали называться епископы, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской Православной Церкви титул "митрополит" является почетным званием, следующим после титула "архиепископ". Отличительной частью облачения митрополита является белый клобук.

 

Молитва - обращение человека к Богу, Богородице, Ангелам или святым угодникам Божиим. Преподобный Силуан Афонский говорил, что лишь с помощью молитвы можно достигнуть исполнения заповедей Божиих, так как «человек сам бессилен их исполнить».

 

Молитва Иисусова - краткая молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

 

Молитвенное правило – ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые совершают христиане. Их тексты можно найти в молитвослове. Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.

 

Молитвослов — это одна из богослужебных книг Православной Церкви, излагающая порядок частных богослужений. Содержит в себе извлечения из книг, используемых в общественном богослужении.

 

Мудрость - нахождение достойных средств для исполнения благих целей, жизнь, угодная Богу.

 

Мужество - христианская добродетель, качество духа, дающее человеку способность встречать опасность и затруднения с твердой решимостью, без страха и колебаний.

 

Мученик – человек, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу, и тело погубить в геенне. (Мф. X, 26, 27, 28)

 

Мытарства — посмертное истязание души христианина падшими духами, обвиняющими ее в содеянных грехах, препятствующими ее вхождению в Царство Небесное, Божественный рай.

 

Мшелоимство – греховная страсть, заключающаяся в стремлении приобретать все новые и новые вещи, без их видимой пользы для себя, собирание ненужных вещей.

 

Мясоед – период времени между постами, когда употребляется мясная и молочная пища. Различают весенний, летний, осенний и зимний мясоеды (см. Календарь постов и трапез).

-Весенний мясоед – от Пасхи до дня Святой Троицы.

-Летний мясоед (между Петровым и Успенским постами) начинается 12 июля, когда празднуется день святых Апостолов Петра и Павла, и продолжается до 13 августа.

-Осенний мясоед (между Успенским и Рождественским постами) начинается на следующий день после праздника Успение Божией Матери — 29 августа и продолжается до 27 ноября — дня святого Апостола Филиппа.

-Зимний мясоед (между Рождественским и Великим постом) – от Рождества Христова (7 января) до начала Великого поста – Прощенного воскресенья. Во время Святок (с 7 по 17 января) мясо разрешается есть в любой день.

Поскольку Церковью назначены однодневные посты в среду и пятницу в течение всего года, это постные дни (к слову сказать, в зимний и весенний мясоеды устав разрешает в среду и пятницу рыбу).

Монашествующие традиционно не употребляют мясную пищу круглый год.

 

Православное христианство

 

«Кашин Православный» 2010-2014 ©