XXXIII. Церковный словарь (Н - Р)
Церковный словарь: Н-Р
Нагорная проповедь — проповедь Ииcyca Христа в которой выражена сущность Нового Завета, в отличие от Завета Ветхого. Нагорная проповедь была произнесена Спасителем на холме близ Капернаума в Галилее, вслед за призванием 12 апостолов. Содержание проповеди излагается в Евангелии от Матфея гл. 5-7 и Луки гл. 6, 17-49.
Наказание – возмездие за совершенный грех, проявляющееся в муках совести и во внутренних страданиях человеческой души, а также внешних скорбных обстоятельствах (в т.ч. страданиях тела). Наказание попускается Богом для исправления людей и духовного совершенствования.
Начало обычное – совокупность молитв, которыми начинается большая часть общественных богослужений и личных молитвословий. В храме обычно читается чтецом. Состоит из благословения, молитвы Святому Духу «Царю Небесный» (от Пасхи до Вознесения вместо «Царю Небесный» читается пасхальных тропарь «Христос Воскресе»; от Вознесения до Пятидесятницы сразу читается Трисвятое), троекратного Трисвятого. Малого славословия, молитвы Святой Троице, троекратного «Господи помилуй», малого славословия, молитвы «Отче наш», возгласа священника «Яко Твое есть Цартсво…», «Господи, помилуй» 12 раз, малого славословия, троекратного призыва «Приидите, поклонимся…».
Неделя – древнерусское название воскресенья. В большинстве славянских языков воскресенье называется «неделей», то есть днём, когда «не делают», не работают.
Неофит (от греч. neophytos — новообращенный) - новообращённый к вере. Радостная, полная счастья пора вступления человека в мир веры и Церкви. Господь, как любящий Отец окружает человека Своей любовью. Это время небывалого духовного и эмоционального подъёма, человек в этот момент как бы по-новому открывает для себя мир, обретя его Творца; находит истинный смысл жизни в мире суеты и призрачного счастья.
Нерукотворенный Образ Господа Иисуса Христа - икона, созданная не руками человека, но самим Господом. Во времена проповеди Спасителя, в сирийском городе Едессе правил царь Авгарь. Он был поражен проказой. До Авгаря дошел слух о великих чудесах, творимых Господом. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал Ему письмо с просьбой прийти и исцелить его. С письмом Авгарь послал живописца, чтобы он написал изображение Божественного Учителя. Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце), умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус Спасителя живописец принес в Едессу, и от него Авгарь получил исцеление. Празднование Нерукотворенному Образу совершается 16/29 августа.
Нестяжание (бедность) - «Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на промысл Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа и беспопечительность. Мягкость сердца». свт. Игнатий (Брянчанинов).
Новомученик – христианин, принявший мученическую кончину за исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее время. Так Церковь именует всех пострадавших за веру в период послереволюционных гонений. Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершается 7 февраля нового стиля, если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее воскресенье после 7 февраля.
Новый Завет – часть Библии (Священного Писания). Слово завет (евр. bêrit , греч. δι αθήκη, лат. testamentum) на языке Библии значит известное постановление, условие на котором сходятся две договаривающихся стороны, а отсюда уже сам договор или союз, а также и те внешние знаки, которые служили его удостоверением, то есть сами книги, на которых и было перенесено название завета. Прилагательное Новый (как и Ветхий) взято из самой Библии. Ветхому Завету принадлежит и пророчественное указание на «Новый Завет» в известном пророчестве Иеремии: «вот наступят дни, говорит Господь, когда я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» (Иер 31:31). Слово Новый Завет неоднократно употреблялось Самим Иисусом Христом и святыми апостолами для обозначения истории искупленного и облагодатствованного человечества (Мф 21:28; Мк 14:24; Лк 22:20; 1 Кор 11:25; 2 Кор 3:6 и др.). В Новый Завет входит 27 священных книг: четыре Евангелия, книга Деяний Апостольских, семь Соборных Посланий, четырнадцать Посланий Апостола Павла и Апокалипсис ап. Иоанна Богослова.
Обедня - простонародное название Божественной Литургии (главного христианского богослужения), произошедшее от слова "обед", так как Литургия совершается утром, до обеда.
Обет - данное Богу обещание что-либо исполнить: сделать доброе дело, пожертвование, нести какой-либо аскетический подвиг и т.д. Обеты бывают временные и пожизненные (напр., монашеские). Неисполнение, нарушение обета является тяжким грехом, поэтому к принятию его следует относиться со всей ответственностью и смиренной рассудительностью.
Образок – икона маленького размера. Иногда носится вместе с нательным крестом (но не вместо него!). Предварительно освящается священником, одновременно священник проверяет образок на каноничность. Смысл ношения образка - почитание изображённого на нём святого.
Обращение – движение человеческой воли от греховных страстей к Богу, которое образует основной момент покаяния. Покаяние человека основано на его обращении к Богу, ибо только через познание Божественной святости человек может увидеть свои грехи. Только через обращение от греховного мира к Богу как Источнику святости и добра в человеке возникает болезненное чувство скорби о допущении грехов, и, как следствие, ненависть к ним. Без обращения к всесвятому Богу человек находится в греховном удовлетворении собой, поскольку не имеет Высшего критерия, в согласии с которым должен судить и оценивать свою жизнь.
Обручение - церковный обряд, в котором жениху и невесте надеваются кольца; входит в последование таинства Брака. Обручение – богослужение, в котором жених и невеста обещаются друг другу перед Богом; предшествует венчанию. Обручение совершается священником в притворе или у западной стены средней части храма. Священник надевает жениху и невесте кольца, которыми они затем троекратно обмениваются. Обручение и венчание могут быть разделены во времени, однако в настоящей церковной практике принято обручать непосредственно перед венчанием.
Оглашенные (катехумены, греч. katechoumenos, «оглашенный», «получивший устное наставление») – христиане, получившие устное наставление в вере (оглашение), принявшие и усвоившие вероучение, приготовившиеся к принятию крещения и участию в таинстве причащения.
Огонь Благодатный – огонь, чудесно самовозжигающийся на гробе Господнем в Великую субботу Страстной седмицы в преддверии Пасхи.
Одержимость (беснование) – разновидность душевной болезни, которая проявляется в том, что воля человеческая порабощена страстями или падшими духами. Одержимость является следствием греха.
Оккультизм – (от лат. occultus - тайный, скрытный) – религиозная форма последования падшим духам без выраженного идолопоклонства, по сути является неоязычеством. Оккультизм является псевдонаучным учением, попыткой выдать язычество за научное знание, дать обоснование демонической мистике, различным суевериям.
Освящение вещей и продуктов совершается троекратным окроплением святой водой, с произнесением молитвы: Благословляется и освящается (вещь) сия кроплением воды сия священныя, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Осуждение – уничижающее мнение (суждение) о ближнем, пристрастно исследующее его недостатки. Осуждение считается видом гордости и рассматривается как один из тягчайших грехов. «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете», - сказал Спаситель (Лк. 6:37).
Отлучение от Церкви - акт церковной власти, по которому член Церкви за нераскаянную греховную жизнь или упорное догматическое заблуждение исключается частично (лишение св. Причащения) и временно – т.н. малое отлучение, или полностью (анафема) из членства Церкви. Член Церкви, не участвующий в ее таинствах, является, по правилам святых отцов, самоотлученным.
Отпавшие - крещёные христиане, вольно или невольно прервавшие свою связь с Церковью, отпавшие от благодатного общения с Богом.
Согласно 80-му правилу VI Вселенского Собора, человек, избегающий церковного общения, должен быть отлучен от Церкви. Три воскресных богослужения, пропущенных без серьезной причины, являются основанием для отлучения от Церкви.
Отпевание - совершаемый священником заупокойный богослужебный чин, которым Церковь провожает в вечную жизнь преставившегося от временного жития своего члена, молитвенно ходатайствуя ему прощение согрешений и упокоение в Небесном Царстве.
Совершается отпевание на третий день после смерти, в церкви или на дому, куда приглашается священник. При этом все провожающие усопшего молятся с зажженными свечами, знаменующими Невечерний Свет вечности. При прощании целуется иконка на груди и чело (венчик) усопшего.
Отрок, отроковица – так по-церковному называются дети от 7 до 14 лет. Дети до 7 лет именуются младенцами.
Отходная - канон на исход души, читаемый у одра умирающего, который в малом требнике озаглавливается так: "Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и пречистей Богородице, при разлучении души от тела всякаго правовернаго" (если время не дозволяет прочитать весь канон, то обычно ограничиваются чтением только молитвы, имеющейся в конце канона).
Отче наш
Молитва Господня, данная самим Иисусом Христом (Матф. 6:9-13, и, в сокращеннном виде, Лук. 11:2-4).
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли;
хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго;
яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
Отчитка (экзорцизм) - это специальный молебен во время которого священник, имеющий на это благословение архиерея и духовную силу читает заклинательные молитвы на изгнание из человека бесов.
Легко проверить, является ли человек одержимым. Если перед ним поставить несколько стаканов с водой, в одном из которых будет вода святая (естественно, больному об этом не говорить). Если человек действительно бесноватый, он этот стакан почувствует и будет бояться его взять, как бы мы не меняли стаканы.
Отчитка нужна при явных симптомах беснования. Для того чтобы быть недоступным действию каких-то злых сил, надо жить настоящей христианской жизнью, регулярно исповедоваться, причащаться Святых Христовых Таин и стараться исполнять заповеди Божии.
Отшельник (анахорет) - человек, удалившийся от суеты и благ мира в уединенное пустынное место для жизни в подвиге поста и непрестанной молитвы.
Падшие духи - отпавшие ещё до сотворения видимого мира от Бога ангелы. По попущению Божию они могут искушать, испытывать свободное произволение людей до Страшного суда. Грехопадение злых духов было настолько глубоким, что они уже никогда не восстанут, не раскаются в своем зле и гордости.
Паломничество - путешествие с целью посетить св. места (монастыри, храмы, места священных событий и др.), помолиться пред их святынями (чудотворными иконами, мощами, и т.п.), поблагодарить Господа за оказанную милость, получить духовный совет и поддержку опытных старцев.
Память Божия - непрестанное молитвенное памятование при трудах и занятиях о Божественном присутствии, всевидении и вседействии.
Память смертная – памятование и размышление о грядущей смерти тела, исходе из него человеческой души, последующих мытарствах и Божественном Суде.
Паникадило - большой светильник, подобный люстре со множеством свечей (или лампочек), свисающий из купола в центральной части храма.
Паперть – крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней.
Паримии (греч., "поговорка", "пословица") — отрывки из Библии (преимущественно — Ветхого Завета), предназначенные для богослужебного употребления. Они читаются в навечерие ряда больших (или храмовых) праздников, в дни Великого поста, а также при совершении некоторых треб (на молебнах, при Великом водоосвящении).
Парусия - термин, обозначающий в Новом Завете явление Господа Иисуса Христа во Славе при Втором пришествии.
Паства – миряне, сравниваемые с овцами, которых духовно пасут пастыри (пастухи) - священнослужители. См. 1Петр. 1:5.
Пасха - главный христианский праздник Светлого Воскресения Христова. По слову св. Григория Богослова, Пасха - "праздников праздник и торжество торжеств", в котором христиане празднуют "само воскресение, не ожидаемое ещё, но уже совершившееся и примиряющее собой весь мир".
Пасхалия - собрание правил, на основании которых вычисляется день празднования Пасхи. Согласно правилам I Вселенского Собора (325г., Никея), празднование Пасхи совершается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и 1-мартовского полнолуния, если это воскресенье приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование христианской Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи. Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля или от 4 апреля до 8 мая нового стиля.
Патерик - иначе отечник - сборник избранных изречений святых отцов, подвижников, или их житий, или же и тех, и других.
Патриотизм – любовь к отечеству – ее народу, культуре, языку, природе и историческим корням; готовность служить отечеству, укреплять, развивать и защищать его.
«Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам.
Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления».
Петров пост – один из четырёх многодневных постов Церкви. Начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы, завершается этот пост всегда 12 июля – в день памяти святых апостолов Петра и Павла. В честь этого праздника пост и именуется Петровым, или Апостольским. Продолжительность Петрова поста варьируется от 8 до 42 дней.
Печаль – пятая из восьми главных страстей – "огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него" (свт. Игнатий). Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2Кор.7:10)
Погребение усопшего христианина совершается на третий день после его смерти, (при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, даже если смерть наступила за несколько минут до полуночи). При чрезвычайных обстоятельствах - войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях — допускается погребение и раньше третьего дня.
Подвижные праздники - праздники, день празднования которых зависит от дня Пасхи и потому перемещается на разные календарные дни.
Главные из них – Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и Пятидесятница.
Покаяние - возрождение от греха; сокрушение сердца о своей греховности и обращение к Богу в поиске чистоты. В широком смысле под покаянием подразумевается фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной – к жизни по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу.
Поклон – символическое действие, преклонение главы и тела, выражающее смирение и благоговение перед Богом. Бывают поклоны великие, называемые также земными, – когда молящийся становится на колени и прикасается главой земли, и малые, или поясные, – поясное преклонение главы и тела.
Не положены уставом земные поклоны в дни воскресные (20-е правило 1-го и 90-е правило 6-го Вселенских Соборов) и великих праздников, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, также причастникам в день причащения.
Малые поклоны совершаются при всех храмовых и домашних молитвословиях. На богослужении, когда священник благословляет рукой, малый поклон делается без крестного знамения.
Великие постовые поклоны – троекратные земные поклоны, сопровождаемые крестным знамением и чтением молитвы св. Ефрема Сирина, разделенной на три стиха.
Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием истово, чинно, неторопливо и своевременно. Поклоны, коленопреклонения надо совершать по окончании каждого краткого прошения ектении или молитвословия, а не во время его чтения или пения. Недопустимо класть поклоны одновременно с совершением крестного знамения.
Полиелей (греч. πολυέλεοσ – многая милость, «многомилостивое» в древнерусских Уставах) — торжественное песнопение утрени, составленное из псалмов 134-го («Хвалите имя Господне») и 135-го («Исповедайтеся Госповеди»).
Поместная Церковь (греч. τοπικε ἐκκλησία) – полное выявление Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви в отдельно взятом месте. В узком смысле под «поместной» часто понимают Церковь автокефальную, но существует и более широкое употребление этого понятия.
Послушник – в монастыре член братии, готовящийся принять монашество и проходящий монашеский искус - испытание, проверку, насколько этот образ жизни ему близок, насколько есть к нему призвание. Обычно это три года, но срок искуса может быть сокращён или увеличен. Таким образом послушник - это человек, который принят в братию, но еще не пострижен в монашество.
Постриг монашеский - обряд посвящения в монашество, при котором постригаемый дает Богу пожизненные обеты и к исполнению их получает дар содействующей Божественной благодати. Существует три степени монашества – рясофор, мантия (малая схима) и схима (великая схима).
Пост – аскетическая практика, состоящая в воздержании тела от пищи животного происхождения (также и от перенасыщения и услаждения постной пищей) и сладострастия, а души от от злых помыслов, дел и слов; время сугубого покаяния и трезвения. Цель поста состоит в борьбе со страстью чревоугодия, которая лежит в основе 5-ти из 8-ми основных страстей, поэтому борьбе с ней и уделяется такое большое внимание. Пост есть также средство выявления страстей, и стяжания добродетелей, в первую очередь добродетели воздержания. Цель постов: подчинение тела духу (восстановление правильной иерархии духа и тела), умножение любви, усиление внимания к своей духовной жизни, воспитание воли, концентрация сил в духовной борьбе.
Пост евхаристический (литургический). Перед Причастием по традиции Церкви необходим так называемый литургический (евхаристический) пост, или пост перед Причащением, который заключается в том, что с полуночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак.
В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.) следует помнить, что продолжительность литургического поста составляет по определению Священного Синода РПЦ 1969 года не менее 6 часов.
Потир (греч. «чаша») – круглая Чаша из благородного металла, на высоком подножии, в которой на литургии совершается пресуществление вина в истинную Кровь Христову, и из которой причащаются священнослужители и миряне.
Похороны. «На похоронах православные люди стоят с зажженными свечами. Что это значит? Свет — всегда знак радости, но радость бывает разная. Она бывает ликующая, а бывает радость среди слез. В смерти мы переживаем разлуку и слишком часто забываем о том, что нас-то постигает разлука, но усопшего постигает встреча: встреча лицом к лицу с Живым Богом. И вот, стоя с зажженными свечами, с сердцем, разрывающимся от горя, с глазами, полными слез, мы все-таки помним, что совершается самое торжественное, самое величественное, что может случиться с человеком: встреча с Живым Богом. И в этом мы ему сопутствуем; мы выражаем его радость, предстоя перед ним и перед Богом с зажженными свечами». митрополит Сурожский Антоний.
Похоть - всякое незаконная страсть и желание (1Кор 10:6, 1Петр. 2:18). Развращение сердца, влекущее ко злу и греху. "Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью. Похоть же, зачавши рождает грех" (Иак. 1:14-15).
Праведные – подвижники, которые, живя в миру, браке, достигли святости.
Правда Божия - одно из имен Бога, как высшей нравственной истины. Правда Божия не противоречит любви, потому что любовь без правды вырождается в благодушие, сентиментальность и откровенное попустительство греху.
Правда человеческая - всеобщая добродетель, заключающая в себе все добродетели. Она изображена в Божиих заповедях. Исполнять заповеди Божии - тоже, что и творить правду.
Правило молитвенное – ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые должен совершать христианин.
Правило (последование) ко Святому Причащению – молитвы и каноны, которые читаются верующими, когда они готовятся к причащению, наряду с постом и покаянием.
Православие - истинное учение о познании Бога, сообщаемое человеку благодатью Святого Духа, присутствующей в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. «Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин.7:39). Где нет Духа, там нет Православия» (св. Игнатий Брянчанинов).
Праздники церковные – торжественные дни, посвященные празднованию священных событий и особо чтимых святых. Праздник-праздников — Пасха Христова. Остальные церковные праздники (список) различаются на великие, двунадесятые (двенадцать из великих праздников установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы; поэтому одни из них называются Господскими, а другие — Богородичными двунадесятыми праздниками), средние и малые. К средним праздникам относятся еще храмовые, или престольные. По календарному принципу церковные праздники подразделяются на подвижные и неподвижные. Все праздники указываются в ежегодном православном Церковном календаре.
Двунадесятые праздники - двенадцать (от древнерусского "два на десяте" - двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.
По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:
Неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:
Двунадесятые неподвижные праздники
Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
†Богоявление, или Крещение Господне 19 января
†Сретение Господне 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа
Подвижные (переходящие) праздники. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.
Двунадесятые переходящие праздники:
Вход Господень в Иерусалим (в шестое воскресенье Великого Поста (за неделю до Пасхи)
Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)
День Святой Троицы. Пятидесятница (на 50-й день после Пасхи)
Великие недвунадесятые праздники:
По плоти обрезание Господа нашего Иисуса Христа и память святителя Василия Великого
14 января
Рождество Иоанна Предтечи 7 июля
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля
Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября
Покров Пресвятой Богородицы 14 октября
Празднословие – разговоры сверх меры или на недушеполезные темы. Сюда же относятся смехотворство, сплетни, перессказ слухов. За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься Мф. 12, 36-37.
Праотцы – ветхозаветные святые – предки по плоти Господа Иисуса Христа, ветхозаветные праведники и патриархи. К праотцам относятся праведные Богоотцы Иоаким и Анна (родители Богородицы) и праведный Иосиф Обручник.
Прелесть духовная – cостояние ложного духовного самосознания, при котором тонкое действие собственных страстей (прежде всего тщеславия) и воздействие на душу и тело падших духов субъективно воспринимается человеком как Божественная благодать и, в крайней форме, как святость.
Преображение:
1) Преображение Господне – историческое событие. О нём сообщают три евангелиста (Мф. 17,1-9, Мк.9:1-8, Лк.9:28-36).
Преображение есть явление Сына при свидетельстве Отца в Духе Святом, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Преображение состояло в явлении Божества Логоса в природе человеческой.
«Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», - писал святитель Иоанн Златоуст.
2) Преображение Господне – Церковный праздник (19 августа).
Преподобный - святой, достигший христианского совершенства в подвиге монашества.
Пресвитер или священник (греч. πρεσβύτερος - старец, старейшина) - вторая степень священнического служения, следующая после диакона и перед епископом.
Прилог — первая степень проникновения греха, в душу, подвергающийся прилогу невиновен. Прилогам подвержены все христианские подвижники, кроме достигших высшей степени беcстрастия.
Притвор - западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой проход в среднюю часть храма. В притворе по уставу совершаются некоторые богослужения - обручения, лития, чин оглашения и др.
Притчи - краткие поучения, высказанные не прямо, а в образной, иносказательной форме. Притча является иллюстрацией духовной истины, взятой из хорошо известного человеческого опыта. Она объясняет известное, опираясь на неизвестное.
Причастие (или евхаристия) есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную.
Прозорливость – даруемая Божественной благодатью Святого Духа способность видения (прозрения) внутреннего устроения иных человеческих душ и грядущих событий, присущая христианским подвижникам достигшим святости.
Пролог — (от греч. “предисловие“), древнерусский житийный сборник, в котором расположены краткие жития святых по дням их церковного поминовения, начиная с сентября и кончая августом.
Проповедь - наставление, разъясняющее основы истинной веры и благочестивой жизни. Распространение христианства неразрывно связано с проповедью. Сам Иисус Христос проведывал Свое учение среди еврейского народа. Им были избраны 12 апостолов, а затем еще 70 учеников для проповеди Евангелия.
Пророки - святые ветхозаветных времен, предвидевшие по Божественному откровению пришествие Христа Спасителя, предсказывавшие будущие события и возвещавшие израильскому народу волю Божию.
По пророческим книгам в Священном Писании пророки делятся на больших и малых. Большими называются: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил по обширности оставленных ими после себя пророческих книг. Меньших пророков 12: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия.
Проскомидия (греч. «принесение») – первая часть литургии, на которой совершается приготовление хлеба (просфор) и вина для совершения таинства Евхаристии.
Прощение – свойство Бога, даруемое верному Ему человеку; проявление добродетели милосердия.
Прощеное воскресенье – последнее воскресенье накануне Великого поста (Неделя сыропустная). В Прощенное воскресенье принято испрашивать прощение и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами. Совершается это примерно следующим образом: делается поклон (поясной или земной) и говорится: "Прости меня, (имя), в чем согрешил пред тобою", – делается ответный поклон со словами: "Бог тебя простит, и я прощаю. Прости и ты меня, (имя)" – "Бог тебя простит, и я прощаю", – и совершается троекратное христианское целование.
Псалтирь (от греч. псалтирион, ψαλτήριον – название струнного музыкального инструмента) – книга, входящая в состав Библии, которая состоит из 150 песней или псалмов (151-й, посвященный псалмопевцу Давиду, не входит в состав еврейской Псалтири, вставлен в греческой и славянской Библии для описания его жизни).
Пятидесятница: 1. Праздник Православной Церкви, принадлежит к двунадесятым. Иначе называется Днем Святой Троицы. Празднуется в пятидесятый день после праздника Пасхи (в воскресенье).
Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения Господня). Пятидесятницей заканчивается Пасхальный цикл, и следующие недели нумеруются в богослужебном календаре как «недели по Пятидесятнице». 2. Пятьдесят дней от дня Пасхи до праздника Святой Троицы.
Пятикнижие Моисея – общее название для первых пяти книг Библии, написанных пророком Моисеем (XVI век до Р.Х.): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
Радоница - поминовение усопших, совершаемое на 9-й день после Пасхи, во вторник Фоминой седмицы (следующей после Светлой седмицы), чтобы разделить радость Пасхи с родными и близкими, умершими в надежде на воскресение и вечную жизнь. Оно отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).
Радость - внешнее проявление любви, действие благодати Святого Духа в сердце человека.
Разрешительная молитва – молитва, которую священник произносит в конце таинства исповеди, возложив на голову кающегося епитрахиль:
«Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти чадо (имя), и аз недостойный иерей Его властию мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
Молитва, читаемая священником в конце отпевания. В ней испрашивается усопшему прощение содеянных согрешений (разрешение, освобождение от них).
Рака - украшенная гробница, в которой находятся мощи святого, имеющая обычно вид ковчега с отделкой из благородного металла и иконописным изображением святого на верхней доске. В храме рака ставится на некотором возвышении и обычно под художественно устроенной сенью на столпах.
Ранняя литургия - народное название Божественной литургии, совершаемой в великие праздники на больших приходах ранним утром (6-7 часов утра), чтобы в храме в этот день была отслужена еще одна литургия, называемая поздней.
"Строго говоря, Устав церковный не знает двух литургий в одном храме в один день (Лишь в качестве исключительной особенности, никогда более не повторяемой, в три величайших праздника: Пасхи, Рождества Христова и Богоявления, в один церковный день литургия совершается дважды: в навечерие праздника после праздничной вечерни и порану в самый праздник).
Раскаяние - основанный на свободе воли человека, укор совести о совершенном грехе. Раскаяние есть сожаление о том, что я поступил так-то, а не иначе. Следовательно, оно есть невольное признание того, что я мог бы поступить и по другому, правильно. Раскаяние — это первый этап покаяния. Раскаяние — сожаление, что грех совершён, покаяние — твёрдая решимость оставить грех, борьба с ним, перемена жизни.
Распятие – исторический факт позорной казни на Кресте, незаконно осуждённого Богочеловека Иисуса Христа, совершённый в Страстную Пятницу. Со стороны Богочеловека это явилось добровольным подвигом и искупительной жертвой ради спасения рода человеческого. О распятии Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста (Мф.27:33-38; Мк.15:42-47; Лк.23:33-43; Ин.19:17-25).
Рассуждение – действие Божественной благодати Святого Духа в человеческой душе, позволяющее христианину правильно оценивать свои силы и верно избирать средства на пути спасения.
Ревность – сердечная сила души, выражающаяся в пламенном стремлении к добру и ненависти ко злу, христианская решимость к бесповоротному оставлению греха и исполнению Божьей воли.
Рипиды - богослужебные предметы - укрепленные на длинных рукоятках металлические круги с изображением шестикрылых Серафимов.
Родительские субботы - дни поминовения всех от века усопших православных христиан, как сподобившихся христианской кончины, так и тех, кто не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.
Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами.
К ним относятся: суббота мясопустная – за неделю до Великого поста, суббота Троицкая – накануне праздника Пятидесятницы (Дня Св. Троицы), а также субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. Кроме того, общее поминовение усопших совершается еще на Радоницу.
Рождество - церковные праздники, посвящённые рождению Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Св. Иоанна Предтечи. В Православной Церкви Рождество Христово считается вторым праздником после Пасхи, отмечается 7 января (25 дек. ст. стиль). Рождество Пресвятой Богородицы отмечается 21 сентября (нов. ст). Рождество св. Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня отмечается 7 июля (нов. ст).
Русская Православная Церковь – самая крупная из Автокефальных (Поместных) Православных Церквей. Образовалась в конце X века. Автокефалию получила в 1448 году, а патриаршество - в 1589. С 1721 года по 1917 возглавлялась Святейшим Синодом, а с 1917 года и по настоящее время - Патриархом. Имеет десятки тысяч приходов в России и за рубежом, объединенных в благочиния, а те, в свою очередь, в епархии, возглавляемые архиереями. Главные органы управления - Поместный и Архиерейский соборы и Священный Синод во главе с Патриархом.
«Кашин Православный» 2010-2014 ©