Кашин Православный - XXXIV. Церковный словарь (С - Я)
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Кашин Православный

По благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора

 

По вопросам и предложениям пишите на электронный адрес администратора проекта
«Кашин Православный»:
kashin.ortox@gmail.com

 

Авторизация

E-mail:
Пароль:

Новости

  • 19 Апрель 2019
  • Погода в Кашине

    Транспорт Кашина: автобусы и поезда

     

    Карта Кашина

    Кашин Православный

    Православный календарь

    Двунадесятые праздники

    Чудотворные иконы

    Новомученики и исповедники Кашинские

Все новости

XXXIV. Церковный словарь (С - Я)

Церковный словарь: С-Я

 

Саккос – богослужебное облачение архиерея, длинная до пят, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из богатой ткани.

 

Самопознание – правильное самовоззрение, достигаемое чтением Слова Божьего, писаний святых отцов, исполнением евангельских заповедей и просвещающим действием благодати Святого Духа.

 

Cатана (евр. евр. сатан - противник) – падший дух, одно из наименований дьявола.

 

Светлая седмица - первые семь дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов. Каждый день после Литургии совершается праздничный крестных ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола. Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием "Христос Воскресе!", "Воистину Воскресе!".

 

Свобода - дарованная Богом способность человеческой воли к непринужденному избранию добра.

 

Святая Троица — Бог, единый по существу и троичный в Лицах (Ипостасях); Отец, Сын и Святой Дух.

 

Святой Дух – Третье Лицо (Ипостась) Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и Сыну. От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог. Божественные действия в человеке часто именуются благодатью Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем.

 

Святые отцы – святые, сформулировавшие и выразившие в своих творениях и соборных постановлениях богословское, нравственно-этическое и аскетическое учение Церкви и подтвердившие истинность этого учения своей жизнью: достижением святости – об́ожения человеческой природы.

 

Священное Предание – это непрерывная цепь передач богооткровенной истины от одного человека к другому или от одного поколения людей к другому. При этом начальное звено этой цепи – в Боге. Священное Предание – это не только видимая и словесная передача знания и исторических памятников, связанных с этим знанием, но и передача опыта духовной жизни и благодатного освящения.

 

Таинство священства –- таинство, в котором чрез святительское (архиерейское) возложение рук на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его во священника – совершать таинства и духовно руководить вверенной ему паствой, или в диакона – помогать священнику в совершении богослужений и таинств.

 

Седмица (буквально «семерка», от слав. седмь; греч. έβδομάς, от έπτά – «семь») – церковнославянское название недели, семидневного календарного цикла. Первый (а не последний!) день седмицы называется «неделей» (от «не делати» «не работать», «отдыхать»). Прилагательное «недельный» значит «воскресный».

 

Секуляризм – (от англ. secular - светский) мировоззрение (образ жизни) в котором основные аспекты человеческого бытия не соотносятся с религиозной верой. В секулярном мировоззрении религия может быть либо заменена другим мировоззрением (например, коммунизмом, человекобожием), либо вытеснена за пределы практической жизни.

Понятие секуляризма появилось в середине XIX века.

 

Семинария (лат. «рассадник») – высшее духовное учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, а также церковнослужителей и церковных специалистов.

 

Сень - навес над престолом или мощами святого, обычно квадратной формы с нарядным балдахином, устраиваемый в некоторых храмах.

 

Сердце – понятие православной антропологии и аскетики, обозначающее часть человеческой души, отвечающую за чувства. Сердце часто сближают с умом. Такое сближение оправданно, ибо ум и сердце неразрывно взаимосвязаны. В познании Бога ум и сердце нераздельны.

 

Символом веры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах.

Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.

1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й — о Боге Духе Святом, 9-й — о Церкви, 10-й — о крещении, 11-й и 12-й — о воскресении мертвых и о вечной жизни.

 

Символы евангелистов - изображения четырех живых существ, которые древняя иконографическая традиция усвоила евангелистам; как принято считать, символы эти заимствованы из видения Иоанна Богослова.

 

Синай (евр. «куст») – гора на Синайском полуострове, на которой Бог дал пророку Моисею и чрез него всему израильскому народу Закон (Исх. 19;11), заповеди которого, называемые Десятисловием, относятся и к членам Новозаветной Церкви.

 

Синод (греч. «особое собрание, собор») – в настоящее время – совещательный орган при Патриархе, состоящий из двенадцати архиереев и носящий титул «Священный Синод».

 

Сион – один из холмов, на которых располагается Иерусалим. Сионом также называется предмет церковной утвари - хранилище просфор, повторяющее в миниатюре архитектурный облик храма.

 

Сквернословие (матерщина, срамословие) - словесный грех (наряду с ложью, клеветой, наушничеством). Апостол учит: "никакое слово гнилое да не исходит из уст ваших, но только доброе" (Еф. 4. 29). Слово должно приближать к Богу, а не удалять от Него. Недаром в русском народе матерщинников издавна называли богохульниками.

 

Скоромная пища (древнерус. скором – «жир, масло») - продукты, не дозволенные в пост: мясные продукты, яйца, молочные продукты (сливочное масло, сыр, творог, сметана, молоко...). Кратко – это продукты животного происхождения. При строгом посте воздерживаются и от рыбы.

 

Скрижали - две каменные плиты, данные на горе Синай пророку Моисею, на которых было начертано Десятисловие (Исх. 31,18).

 

Скромность - добродетель - сдержанность в обнаружении своих достоинств и заслуг.

Скуфия - принадлежность облачения - головной убор в виде небольшой пирамидальной шапочки черного или фиолетового цвета.

 

Славословие - высшая форма молитвы, когда человек всем сердцем и умом погружен в любовь к Богу.

 

Соблазн - греховное искушение, повод к греху. Соблазн, по св. Василию Великому есть то, что уводит человека от истины, ведёт к нечестию.

 

Соборность - богословское понятие, означающее единство, целостность Церкви, единение всех ее членов под Главою Церкви – Христом.

 

Соборование, или Елеосвящение, - одно из семи Таинств Церкви, состоящее в помазывании священниками больного человека освященным елеем, с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать.

 

Совершенство христианское есть соединение с всесовешенным Богом и пребывание в Нем.

 

Соборы Вселенские - собрания предстоятелей и представителей всех Поместных Церквей, созываемые для низложения ересей и утверждения истин вероучения, для установления правил, обязательных во всей Церкви, и для решения вопросов, имеющих общецерковную важность.

 

Совесть - способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла (св. Игнатий Брянчанинов), естественный закон, требующий от человеческого ума Богоугодной жизни (св. Авва Дорофей).

 

Солея (греч. «возвышение») – возвышение перед иконостасом на одну-две ступени от пола, во всю ширину храма. Выдающаяся часть солеи напротив царских врат называется амвоном.

 

Сорокоуст - церковное молитвенное поминовение человека в течение сорока дней. Церковь молится о здравии живых и о упокоении усопших, т.к. «у Бога все живы».

 

Сострдание – внутреннее состояние души милосердствующего человека, проявляется в делах милосердия.

 

Сочельник (навечерие) - день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский сочельник) или Богоявления (Крещенский сочельник). Проводится в особо строгом посте (по обычаю принято не вкушать пищи до появления первой звезды (выноса свечи на богослужении). Происходит от слова "сочиво"

 

Сочиво - размоченные или вареные зерна пшеницы, ржи, овса или других злаков, с добавленным медом.

 

Сошествие Святого Духа - (Пятидесятница или День Святой Троицы) – один из двунадесятых праздников, установленный в память сошествия Святого Духа на апостолов в пятидесятый день по Пасхе (Деян. 2, 1-4).

 

Спасение – воссоздание падшей человеческой природы Божественной благодатью Святого Духа через веру в Иисуса Христа и подвиг исполнения евангельских заповедей, увенчивающийся блаженным соединением с Богом в вечности.

 

Сребролюбие — третья из восьми главных страстей, состоящая в ненасыщаемом, бесконечном увеличении внешних благ. Противоположной сребролюбию добродетелью является нестяжание.

Сребролюбие - нарушение второй заповеди, идолопоклонство в чистом виде, поклонение «золотому тельцу»: «Нельзя служить Богу и маммоне» (Мф. 6: 24), то есть богатству.

Сретение Господне - двунадесятый праздник, установленный в память того, как Младенец Господь, принесенный в Иерусалимский храм Девой Марией в сороковой день, был встречен праведным старцем Симеоном, которому Духом Святым было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя человечества (Лк.2,22-39).

 

Ставропигиальный (греч. «крестоутвержденный») монастырь – монастырь, подчиняющийся непосредственно Патриарху.

 

Старец - опытный подвижник, имеющий духовную мудрость и благодатную силу помогать молитвой и советом.

 

Столпник - святой подвижник, подвизавшийся на столпе – башне или высокой площадке скалы, недоступной для посторонних.

 

Страстная седмица - последняя седмица перед Пасхой. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения (в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание»). Все дни Страстной седмицы называются великими.

 

Страсть — греховный навык, вросший в душу, противоестественное действие (движение) человеческой души, заключающееся в ее увлечении чем-либо вместо Бога.

Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

 

Страшный суд – суд Господа Иисуса Христа над всеми существовавшими на земле людьми, живыми и мертвыми, который состоится при Его Втором пришествии. При этом мертвые воскреснут, а живущие изменятся (1Кор. 15,51-52), и каждому будет определена вечная участь по его делам (Мф. 25, 31-46; 2 Кор. 5, 10) и словам (Мф. 12, 36).

 

Суббота – последний день седмицы в православном календаре. В Ветхом Завете праздновался седьмой день недели – суббота (что по древнееврейски значит "покой") – в воспоминание творения Богом мира ("в седьмой день Бог почил от дел творения"). В условиях Нового Завета Бога с человечеством, с апостольских времён, акцент сделан на первый день недели, воскресный – в воспоминание Воскресения Христова.

 

Суеверия - суетная, т.е. ложная вера: в приметы, предзнаменования, гадания, обычаи..., т.е. идолопоклонство перед некоторыми предметами и народными преданиями. Основание суеверия всегда заключается в духовном невежестве – недостатке правильных религиозных познаний, в легкомысленности, а главное – в слабости или отсутствии истинной веры.

 

Сутки церковные по древнему времяисчислению начинаются с вечера, поэтому вечером в храме совершается служба, посвященная святому или празднику уже следующего дня. Первая служба суточного круга – вечерня.

 

Сыропустная неделя – последнее воскресенье перед Великим постом, этим днем заканчивается сырная седмица. Сыропустная неделя - последний день употребление в пищу непостных продуктов (в том числе сыра). В это воскресенье воспоминается изгнание Адама из рая (см. Быт. 3:24). Сыропустная неделя также называется «Прощенным воскресеньем», т.к. в этот день по традиции принято просить друг у друга прощение перед вступлением в пост.

 

Таинства. Под таинствами в православном богословии понимаются священнодействия, в которых происходит встреча Бога с человеком и наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, осуществляется единение с Ним.

 

Тайна исповеди - самостоятельный вид охраняемых законом тайн, одна из гарантий свободы вероисповедания.

В соответствии с п. 7 ст. 3 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997г. и охраняется законом. Согласно УПК РФ (п. 4ч. 3ст. 56) священнослужитель не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди.

Согласно церковному каноническому праву, священник не может нарушить тайну исповеди ни при каких условиях. Это строго запрещено 120-м правилом Номоканона при Большом Требнике: за открытие греха исповедовавшегося духовный отец запрещается на три года в служении, и каждый день должен класть сто поклонов.

 

Тайная вечеря (Мф.26:17-29; Мк.14:12-25; Лк.22:7-30; Ин.13-17) – пасхальный ужин Спасителя с учениками-апостолами накануне крестных страданий в Великий Четверг, на котором Он установил Таинство Причащения (Евхаристии), как благодатного средства единения верующих с Богом, которое совершается ныне за богослужением, именуемом Литургией.

 

Тело – созданное бессмертным из праха земного орудие души, подвергшееся тлению и смерти после грехопадения человека, долженствующее воскреснуть и преобразиться во время Второго Пришествия Христова и участвовать в жизни будущего века или вечном осуждении.

 

Тело и Кровь Христовы - хлеб и вино, освященные и преложенные на литургии в Тело и Кровь Иисуса Христа.

 

Теплота (простореч. запивка) - теплая вода с вином, или разведенным вареньем, или подслащенная (в некоторых случаях - просто остывший кипяток), которую причастники вкушают с ломтиком просфоры или антидора сразу после причащения, чтобы остающиеся во рту частицы Святых Даров не были извергнуты в случае нечаянного кашля, плюновения и т.п., и чтобы кто-либо не оставил Святые Дары во рту с неблагонамеренной целью.

 

Терпение - добродетель, состоящая в благодушном перенесении всех бед, скорбей и несчастий.

 

Титло - надстрочный знак, обозначающий в церковнославянском языке священные предметы. Слова при этом обычно пишутся сокращённо (слова с титло). Иногда проводится параллель между титлом в языке и нимбом в иконописи - и то, и другое указывают святость. Наименование Бога всегда пишется под титлом, в отличие от богов языческих; если повествуется об Ангелах Божиих, то читатель видит сокращенную запись, тогда как при упоминании падшего ангела титлование отсутствует (аггел). Различают титло без выносных букв (простое) и с выносными буквами (буквенное).

Титло используется также в славянской буквенной системе счисления (для того, чтобы не перепутать число и слово).

Титло в Римской империи - табличка, на которой обычно писали вину преступника. Верхняя вертикальная перекладина Креста Христова символизирует собой титло со словами «Иисус Назорей, Царь Иудейский» написанными по указанию Пилата (Ин.19:19).

 

Требы - священнодействия и молитвословия, совершаемые священником по нужде (церк.-слав. «требованию») отдельных лиц.

 

Трикирий (греч. «трехсвечник») – особый подсвечник для трех свечей, используемый при архиерейском богослужении наряду с дикирием.

 

Триодь - (греч. трипесенный) - богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга.

 

Трисвятое - краткое название молитвы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», всегда произносимая трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.

По преданию она была услышана от Ангелов мальчиком, поднятым на воздух во время покаянного моления по случаю землетрясения в Константинополе (438-439 гг.) и указом тогда же введена в богослужебное употребление.

 

Тропарь (от греч. τροπάριον — тон, лад, мелодия, или трофей) — краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой (святые).

 

Тщеславие (от тщетный (напрасный) + слава) – пристрастие к тщетной (напрасной, бесполезной) славе, любовь к почестям, тремление хорошо выглядеть в глазах окружающих. Седьмая из восьми главных страстей.

Стыд исповедовать грехи свои. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Притворство. Бессовестность.

 

Умиление – христианская добродетель, заключающаяся в радостотворном плаче - возвышенном и смиренном состоянии человеческого сердца, преисполненного осознанием своего недостоинства пред неограниченным Божественным милосердием и человеколюбием.

 

Уныние - греховная страсть, заключающаяся в расслаблении сил человечной души и нежелании подвизаться ради своего спасения в вечности. В православной аскетике уныние признается не обычным психологическим состоянием, а страстью, шестой из восьми главных. Страсть уныния выражается в сердечной тоске, изнеможение ума, лени и прочих состояниях, препятствующих подвигу ради Бога.

 

Успение - праведная кончина.

 

Успенский пост – один из четырёх многодневных постов, посвящён подготовке к празднику успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост продолжается с 14 по 27 августа.

Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, Которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

На первый день Успенского поста приходится праздник «Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня». Также на время поста приходится двунадесятый праздник – Преображение Господне (19 августа).

Заканчивается пост праздником Успения Пресвятой Богородицы. 27 августа за вечерним богослужением в храмах выносят для поклонения из алтаря Плащаницу с изображением Божией Матери. Плащаница находится посреди храма до чина погребения, когда ее крестным ходом пронесут вокруг церкви.

 

Утешение - благодатное действие Божественной благодати Святого Духа в христианском подвижнике, производящее неизреченный мир и радость.

 

Утреня – общественное богослужение, совершаемое, согласно Устава, утром. Утреня бывает вседневной, праздничной и пасхальной.

Чин вседневной утрени включает в себя благословение, начало обычное, псалмы 19 и 20, тропари, каждение храма, ектению, шестопсалмие, великую ектению, тропари, кафизмы и седальны, псалом 50, каноны, стихиры на хвалитех, великое славословие, ектению, стихиры на стиховны, молитву "Отче наш", тропарь, отпуст.

Праздничная утреня дополняется пением полиелея (после кафизм и седальнов), а в воскресения также пением благословенных, ипакоев и антифонов, прокимнов и чтением Евангелия, после которого поется воскресная песнь "Воскресение Христово видевше".

Праздничная утреня, соединяемая с Великой вечерней и первым часом составляет Всенощное бдение.

Пасхальная утреня начинает служиться после крестного хода в притворе благословением и пением пасхального тропаря и состоит из пасхальных тропарей, канона, светильна, стихир, чтения пасхального слова Иоанна Златоуста, ектений и отпуста.

 

Фавор – гора в 9 километрах к юго-востоку от Назарета, место Преображения Господа Иисуса Христа.

 

Фарисейство – религиозное лицемерие; личина праведности и набожности, состояние честолюбивого самодовольства (часто неосознаваемое), основанное на невидении своей греховности и развивающееся при соблюдении церковных правил и обрядов без исполнения заповедей любви к Богу и ближним. Название происходит от иудейской секты фарисеев – ревнителей ветхозаветных законов, принявших активное участие в предании на смерть и распятии Христа Спасителя.

 

Филиппов пост – простонародное название Рождественского поста. Последний многодневный пост в году. Длится он сорок дней (28 ноября - 6 января, включительно) и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Иногда этот пост называют Филипповым, в знак того, что он начинается на следующий день после дня празднования памяти апостола Филиппа (27.11 н.ст.; 14.11 ст.ст.).

 

Фимиам - благовонный дым, образующийся при сгорании ладана. Фимиамом кадят престолу, Горнему месту, жертвеннику, иконам, другим святыням и людям (священнослужителям и мирянам).

 

Фреска (итал. «свежий», «сырой») — живопись по свеженанесенной (не высохшей) известковой штукатурке красками на воде, водном растворе растительного (отвар из зерен злаков) или животного (казеин) клея. Традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов.

 

Хвалитны — стихи из псалмов хвалитных (148 «Хвалите Господа с небес», 149 «Воспойте Господеви песнь нову» и 150 «Хвалите Бога во святых Его») и стихиры, соединенные с ними; самая торжественная часть утрени.

 

Херувимская песнь – песнь, которая поется на Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (кроме дней великого Четвертка и Великой Субботы) во время совершения Великого входа. Составлена и введена в употребление в VI в. в Византии.

«Иже Херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. – Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа».

В переводе с церковнославянского языка означает следующее: «Мы, таинственно изображая херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо носят и прославляют ангельские силы».

 

Хиротония (от греч. χειρ - рука и τονεω - полагаю, рукоположение) - Таинство Священства (также Рукоположение), в котором христианину сообщается особая благодать для учения и священнодействий.

 

Хоругви - священные знамена церкви, с изображением Спасителя, Божией Матери, особо чтимых святых и праздников. Хоругви – символ победы над смертью и диаволом.

 

Храм – «Небо на земле» – особое, отличное от других строений здание, посвященное Богу и предназначенное для совершения богослужений и таинств.

 

Христианство - богооткровенная религия, исповедующая Бога одного в Трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа.

 

Христос — греческое слово, означающее Помазанник, на еврейском звучащее как Машиах — Мессия. Имя Христос происходит от помазания священным миром, через которое подаются дары благодати Святого Духа.

Помазанниками в древнем Израиле называли царей, первосвященников и пророков.

Иисус Сын Божий называется Помазанником, потому что Его человечеству безмерно сообщены все дары Святого Духа, и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя и только Он может спасти человечество от власти греха, дьявола и смерти.

Имя Иисуса Христа — имя, которое «выше всякого имени» (Флп 2:9), ибо это единственное имя «которым надлежит нам спастись» (Деян 4:12).

 

Хула на Духа Святого – упорное и сознательное отвержение спасительной благодати Божьей при ее очевидном действии для человека.

 

Царские врата – врата, находящиеся посредине иконостаса и ведущие к престолу. Называются так потому, что чрез них выносятся на литургии Святые Дары – выходит к верующим сам Господь – Царь Славы (Пс.23:7,10).

Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими вратами. Царскими они называются потому, что символизируют вход в Царство Божье.

Справа от Царских врат расположена икона Спасителя, где Он изображен с Книгой и благословляющим жестом. Слева - икона Богородицы (как правило, с Младенцем Иисусом на руках). Икона, следующая после образа Спасителя (справа по отношению к предстоящим), изображает святого или праздник, в честь которого данный храм назван.

 

Царством Божьим называется действие благодати Святого Духа в уверовавшем в Иисуса Христа человеке. Установление Царства Божьего во всей полноте совершится после Второго Пришествия Христова.

 

Цвет облачения. Облачение престола и богослужебные облачения духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения, – белого, красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного.

Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий.

В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет облачений царский – золотой или желтый всех оттенков.

В Богородичные праздники (а также Сретение) цвет облачений – синий или голубой, а в дни памяти бесплотных Ангельских сил – белый.

В дни памяти Креста Господня – фиолетовый или темно-красный, знаменующий силу духа и крестный подвиг Спасителя.

В праздники преподобных и юродивых – зеленый. В зеленых облачениях всех оттенков, символизирующих цвет вечной жизни, празднуются также дни Пятидесятницы, Духа Святого и Вербное воскресенье.

В обычные дни Великого поста служат в черных облачениях, в субботы и воскресенья, Великий Четверг, Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и Сорок мучеников Севастийских – фиолетовых, в родительские субботы, Лазареву и Великую Субботы – белых, Вербное воскресенье – зеленых, в Субботу Акафиста (и Благовещение, если оно приходится на Великий пост) – синих. Что же касается остальных постов, то цвет облачений в это время не меняется по сравнению с остальными днями церкового года.

Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях, ибо для христиан смерть является лишь переходом в лучший мир. Белый цвет определен и в праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения Господня и Преображения Господня, потому что он знаменует собой Божественный свет, освещающий и преображающий творение Божие.

Праздник Воскресения Христова начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, но основной пасхальный цвет – красный с золотом. Красный цвет облачений принят также в дни памяти мучеников, а фиолетовый – в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

 

Целибат - (от латинского - "неженатый") - обязательное безбрачие духовенства в католичестве и монашества в православии.

 

Целование икон – форма богопочитания – приветствие и выражение любви тому, кто на иконе изображен - Господу, Божией Матери или святым. Веруя в вездесущие Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что этот поцелуй принимает тот, кто на иконе изображен. То же самое и в отношении мощей святых.

Пройдя вглубь церкви следует приложиться (т.е. поклониться и поцеловать) к праздничной иконе и к наиболее почитаемым святыням храма. До этого можно приобрести на свечном ящике свечи, чтобы поставить их перед святынями.

При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует проходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поклона перед целованием и один после целования святыни.

Целование икон следует совершать с благоговением - не целовать священные образы непосредственно в лик (правила благочестия предписывают совершать целование в руку или ногу изображения). На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но целовать икону полагается один раз, дабы при стечении молящихся не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

Не следует обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон – это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.

 

Целомудрие – христианская добродетель, духовная и телесная чистота, непорочность. Это внутренняя чистота, цельность помыслов и поступков, которая не обусловливается внешними факторами. Отождествление целомудрия с девственностью – сужение понятия.

Часовня - малый храм без алтаря, предназначенный не для литургии, а для богослужений суточного круга, в частности часов, откуда и происходит его название. Кроме того, в часовне могут совершаться молебные пения и другие требы.

 

Человек - созданный по Образу Божьему венец творения, наделенной личным бытием, душой и телом, призванный к благодатному соединению со своим Творцом.

 

Честь - основной принцип отношения человека к собственному существованию, включает целомудрие и благородство.

 

Чёрное духовенство - общее название монашествующих священнослужителей (иеродиаконы, иеромонахи, игумены, архимандриты и архиереи).

 

Чётки – вспомогательное средство для поддержания молитвы. Представляет собой нить с нанизанными на неё бусинами или узелками для счёта прочитанных молитв и сделанных поклонов.

 

Четыредесятница – первые 40 дней Великого поста – время строгого воздержания, приготовляющее христиан к должной встрече праздника Пасхи. Великий пост установлен в воспоминание сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне и длится (в соединении со Страстной седмицей) 7 недель.

В это время не вкушается пища животного происхождения (мясо, яйца и молочные продукты), а также и рыба. В праздник Благовещения и в Вербное воскресенье разрешается вкушение рыбы, а в Лазареву субботу – рыбной икры. Для беременных женщин, кормящих матерей и больных пост может быть ослаблен или отменен.

Следует помнить, что суть и цель поста – воздержание от страстей, прилежание к молитве, духовному чтению и богомыслию, чему способствует воздержание в пище, смиряющее плоть. Поэтому подвиг поста следует принимать с рассуждением, учитывая состояние здоровья, опыт пощения, обстоятельства жизни, советуясь со священником.

Богослужение Великого поста имеет свои особенности. Утром совершается утреня, часы и вечерня; вечером – великое повечерие. По понедельникам, вторникам и четвергам литургия не совершается (кроме случаев, когда на эти дни попадает большой праздник); по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров, в воскресенье – литургия св. Василия Великого, а по субботам – обычная, св. Иоанна Златоуста.

В первое воскресенье Великого поста празднуется Торжество Православия – праздник, установленный в 8-м веке после победы над ересью иконоборчества.

Во второе воскресенье совершается память свт. Григория Паламы, раскрывшего учение о Небесном (Фаворском) свете, озаряющем души подвизающихся в молитве и посте.

В третье воскресенье, называемое Крестопоклонным, совершается поклонение Святому Кресту.

В четвертое – память прп. Иоанна Лествичника, написавшего "Лествицу" - сочинение о восхождении к совершенству в добродетелях.

Пятое воскресенье посвящено воспоминанию прп. Марии Египетской, явившей образец истинного покаяния оставлением греховной жизни и обращением к Богу.

Шестое воскресенье (неделя ваий) – двунадесятый праздник, называемый Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье, в который празднуется торжественное шествие Спасителя на вольные страдания.

 

Чревоугодие – пристрастие к вкусной и обильной пище. Страсть чревоугодия является корнем, первой из восьми главных страстей, её ещё называют «коренной» страстью. Виды чревоугодия: многоядение, сладкоядение, гортанобесие (удерживание пищи во рту с целью услаждения вкусом), пьянство, тайноядение.

 

Чувства – одна из трех основных душевных сил человека, наряду с разумом и волей.

 

Чудо - сверхъестественное событие, действие, явление, нарушающее «законы природы» и не поддающееся рациональному объяснению. Чудеса бывают истинными и ложными. Истинные совершаются Божественной благодатью.

 

Эгоизм - самолюбие. В христианстве же заповедуется не "себе угождать" (Рим. 15:1), не "своего искать" (Фил. 2:4). Лекарство от эгоизма - покаяние.

 

Экзархат (от греч. έξαρχος, "глава, руководитель") - крупная церковная область, лежащая за пределами страны, в которой расположен патриархат.

 

Экзегетика (от греч. - толкование, объяснение) - раздел богословия, занимающийся истолкованием смысла Священного Писания.

 

Эпектазис – представление о духовной жизнии (нынешней, посмертной и в будущем веке) как о непрерывно возрастающем Богопознании, живом движении к Богу.

 

Этика христианская – нравственное учение христианства. Основанием христианской этики является Личность Богочеловека Иисуса Христа.

 

Юродство – духовно-аскетический подвиг, который заключается в отказе от мирских благ и общепринятых норм жизни, принятии на себя образа человека, не имеющего разума, и смиренном терпении поруганий, презрения и телесных лишений.

 

Язычество - обожествление тварных объектов, по сущности - демонопоклонничество.

 

Православное христианство

 

«Кашин Православный» 2010-2014 ©