Кашин Православный - Дмитровский монастырь города Кашина
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Кашин Православный

По благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора

 

По вопросам и предложениям пишите на электронный адрес администратора проекта
«Кашин Православный»:
kashin.ortox@gmail.com

 

Авторизация

E-mail:
Пароль:

Новости

  • 19 Апрель 2019
  • Погода в Кашине

    Транспорт Кашина: автобусы и поезда

     

    Карта Кашина

    Кашин Православный

    Православный календарь

    Двунадесятые праздники

    Чудотворные иконы

    Новомученики и исповедники Кашинские

Все новости

Дмитровский монастырь города Кашина

К истории Кашинского Дмитровского монастыря

 Дмитровский монастырь города Кашина Тверской области

Дмитровский монастырь города Кашина

Дмитровский монастырь города Кашина Тверской области: история древней обители, святыни, храмы, архитектурный ансамбль, фотографии, архивные документы.

 

Дмитровский монастырь располагался на возвышенном правом берегу реки Кашинки напротив центральной торговой части города.

 План Кашина XVIII в

Фото 1 - это один из двух фотоснимков с планов Кашина XVIII вв. из архива министерства иностранных дел, присланных в Тверскую ученую архивную комиссию в 1892 г. членом комиссии И.Ф. Токмаковым, причем было указано, что «к приобретению для музея фотографий с древних планов оказал содействие городской голова Н.И. Манухин, принявший на себя издержки по сему предмету», хранится в Тверском музее.

 План уездного города Кашина

Фото 2. План уездного города Кашина - из фондов Тверского музея.

Когда и кем основан монастырь - неизвестно, в ведомости 1723 г. указано, что он «построен из древних лет» (1). В дореволюционной литературе высказывалось мнение, что монастырь был основан ростовским князем Дмитрием Борисовичем, отцом благоверной Анны Кашинской (2). Настоятели монастыря в сане архимандрита известны после 1521 г. (3).

По переписным книгам Прокопия Бестужева да подъячего Данилы Брянцева 1628-29 гг. во владении Дмитровского монастыря в Кашинском уезде значились: в Чуцком, Нерохотском, Мерецком, Суходольском, Кочемском станах 2 села, 4 деревни, 38 пустошей, водяная мельница на реке Кашинке и подмонастырская слободка в 5 дворов, в которых жили монастырские слуги. В 1662 г. грамотой царя Алексея Михайловича в вотчинное владение Дмитровского монастыря были пожалованы еще село и две полупустоши (4). В XVI в. в монастырской вотчине числилось 1156 ½ десятин пахотной, 73 дес. покосной земли, под лесом - 56 дес., всего 1285 дес. 1440 саж (5). В Кашине было монастырское место на посаде.

Самое существенное событие в монастыре в XVII в. - постройка каменной церкви во имя св. Троицы. Церковь строилась по обещанию и завещанию стряпчего Адриана Стефановича Акимова его женой Настасьей Евстигнеевой, зятем Михаилом Стефановичем Свечиным и дочерью Евдокией Адриановной (6).

Церковь была построена двухэтажная с приделами: Казанской Божьей Матери, св. пророка Илии, св. чудотворца Николая, св. великомученика Димитрия и была освящена 25 декабря 1682 г. (7).

Большой корпус документов сохранился за XVIII век. В 1710 г. стольником Тимофеем Акимовичем Дуровым было составлено описание Дмитровского монастыря: «на церкве и на пределах семь глав… окончины слюдные, решетки и затворы и двери железные… На входе колокольня и паперть каменные… На колокольне семь колоколов». Церковь, паперть и колокольня были покрыты тесом, главы — зеленой черепицей. При теплом приделе св. Николая располагалась братская трапеза с иконами «из старой церкви». Монастырь был окружен деревянной оградой с двумя башнями и святыми воротами. Среди монастырских построек числятся: келья для архимандрита, две братских кельи, келья «хлебенная», два ледника, омшаник, два сушила, житница, конюшни. Все постройки были крыты дранкой (8).

В 1760 г. архимандрит монастыря Кирилл обращается к тверскому епископу за разрешением разобрать каменную колокольню, располагавшуюся на паперти, «на которой боевых часов уместить не можно… и сделать въездные ворота и над ними колокольню с прибавкою разных материалов» (9). К началу 1760-гг. деревянные ограда и забор вокруг монастыря пришли «в крайнюю ветхость» и в 1764 г. было начато строительство каменной ограды (10).

В 1764 г., по указу Коллегии экономии, подпоручиком Бутырского пехотного полка Афанасием Хомяковым была составлена Опись Кашинского Дмитровского монастыря. «В том монастыре каменная соборная церковь одна о дву апартаментах о пяти главах, крыта тесом, а главы чешуею, в ней престолов в верхнем 1, а в нижнем 4… При том же монастыре каменныя святыя ворота, а на них каменная колокольня». Остальные постройки были деревянными: настоятельские и братские кельи, поварня, хозпостройки, конюшенный двор. Позади настоятельских келий располагался сад с огородом, в котором находились мыльня, овин, пруд. В одной из братских келий располагалась канцелярия Духовного правления (11).

В 1764 г. монастырь был отнесен к заштатным и оставлен на своем содержании (12). Из земельных угодий ему были оставлены 15 пустошей, затем «для самонужнейшей надобности к выгону скота» определено еще 3 дес. (13), а также были отданы во владение рыбные ловли в прудах при селе Салькове (14).

В 1765 г. архимандритство в монастыре было закрыто, настоятели стали именоваться строителями (15). Канцелярия Духовного правления размещалась в монастыре до 1768 г., в этом же году в монастыре было открыто училище для детей священнослужителей (16).

В нижнем теплом этаже Троицкой церкви по правую сторону располагался придел Ильи пророка, в котором в зимнее время ежедневно исправлялась служба, и придел Казанской Божьей матери; по левую сторону — Николая Чудотворца и великомученика Димитрия, в которых служба исправлялась временно. К 1770 г. все четыре придела «пришли в крайнюю ветхость и… погнили в коих за глухостью и сыростью службу исправлять никак невозможно». Строитель иеромонах Кесарий обращается епископу Гавриилу с просьбой возобновить приделы Казанской Божьей матери и пророка Илии (переименовав его в придел великомученика Димитрия). Работы были произведены и приделы освящены (17), но уже в 1777 г. строитель монастыря Иоанникий обращается к епископу тверскому и кашинскому Арсению с просьбой разрешить разобрать паперть с двумя пристроенными по обе стороны приделами, а материал употребить для строительства каменной монастырской ограды. 27 мая 1777 г. Дмитровский монастырь посетил наместник тверской, новгородский и псковский Я.И. Сиверс, во время пребывания которого архитекторским помощником И. Жигаловым было проведено освидетельствование Троицкой церкви, в результате которого оказалось, что «церковь состоит в прочности, только надлежит отбелить изнутри и снаружи», требуется исправить правый придел и разобрать упраздненный придел с левой стороны, «оставя всю паперть, которая стоит в прочности» (18).

В 1780 г. сгорели настоятельские кельи вместе с кладовым чуланом, в котором находились монастырские приходные и расходные книги, указы консистории и кашинского духовного правления, оловянная и медная посуда (19).

К концу 1780-х гг. крыша на церкви обветшала (20), но только 1809 г. было принято решение заменить деревянные крыши на церкви, алтаре и колокольне на железные, шпиль на колокольне также сделать железный (21).

XIX век отмечен участием жителей Кашина в благоустройстве монастыря: был перелит «на собственный кошт» кашинского купца В.Я. Терликова большой 48-ми пудовый монастырский колокол, с прибавкой нескольких пудов (22). Им же были «возобновлены» иконостас и иконы в Троицкой церкви (23).

В 1820 г. для духовного училища, располагавшегося в монастыре, по распоряжению епархиального начальства был куплен каменный дом на городской площади (24), а ветхие деревянные кельи, в которых оно располагалось, было разрешено употребить на построение заборов в монастырском саду (25).

В 1830-е гг. были выстроены новые настоятельские кельи - деревянные на каменном фундаменте, и братские деревянные кельи (26). В 1840-е паперть и колокольня, расположенные на входе в церковь, были разобраны «по ветхости», и вместо них была построена новая каменная паперть на средства кашинского купца Николая Терликова (27), а также было закончено строительство каменной ограды вокруг монастыря, начатое в 1764 г. (28). На юго-восточной стороне монастырской ограды из одной из 6 каменных башен была  устроена восьмигранная часовня (29), на восточной стороне ограды располагалась трехъярусная колокольня с 7-ю колоколами, висящими на третьем ярусе (30).

В 1852 г. игумен Феодор обращается к архиепископу с просьбой разрешить постройку в монастыре каменного двухэтажного дома для настоятельских и братских келий. Монастырская сумма в 1000 р. имелась в Московском Опекунском совете, к тому же кашинские купцы М.И. Зызыкин и И.В. Доманин пожертвовали 30 тыс. шт. кирпича, а сам игумен был готов пожертвовать 300 р. сер. Был составлен проект постройки, архиепископ Гавриил в резолюции отметил, что «предположение и намерения игумена Феодора одобряется и оспаривать его нет причины».

 План Дмитровского монастыря с предполагаемым каменным корпусом

Фото 3. План Дмитровского монастыря с предполагаемым каменным корпусом. ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 934. Л. 2б; Илл. 4. План и фасад предполагаемого корпуса. ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 934. Л. 2а).

Но благочинный монастырей, настоятель Троицкого Калязина монастыря архимандрит Феофан в своем донесении выразил сомнения в выборе места и достаточности средств и вообще в целесообразности постройки корпуса в данное время. Он предложил отремонтировать настоятельские и братские кельи, а средства употребить на постройку нового храма, т.к. «храм в Дмитровском монастыре весьма короток, и потому столько тесен, что архиерейское служение, которое совершается во многих и сельских церквах, в нем почти невозможно, да и при обыкновенном служении помещение в нем крайне тесно». Игумен Феодор согласился с мнением благочинного и предложил «возобновление келий оставить до благоприятнейшего времени». К тому же соборная Троицкая церковь требовала ремонта. Средняя глава была окрашена зеленой краской, остальные 4 -темно-синей, «но они от времени облиняли… у шеек штукатурка во многих местах до самого кирпича обвалилась, что и представляет для храма неблагопристойный вид». Главы окрасил за свой счет кашинский купец И.В. Жданов, на материалы пожертвовали также купцы Н.И. Осекин и Н.И. Аршинов (31).

К началу 1860-х гг. Троицкая церковь имела следующий вид: каменная, двухэтажная, с восточной стороны были пристроены алтари, с западной паперть, с северной — ризница и пономарская. Стены церкви оштукатурены и окрашены. Крыша железная, пять глав обиты также железом, причем четыре боковые окрашены медянкой, а средняя — «лазурью» и украшена «медными позлащенными звездами». На крыше нижнего этажа находилась еще одна, шестая, глава, обитая железом, окрашенным «лазурью», с «позлащенным» четвероконечным крестом. Полы в церкви и приделах были деревянные крашеные. Нижний этаж отапливался двумя печами (одна кирпичная, другая изразцовая). В нем располагались два придела - во имя великомученика Димитрия и Казанской Божьей Матери (32).

В 1869 г., вследствие духовного завещания вдовы купца А.В. Ванчаковой, пожертвовавшей 33000 руб. в пользу монастыря с тем условием, чтобы его настоятели преемственно были в сане архимандритов, архимандритство в Дмитровском монастыре было возобновлено (33).

В 1878 г. почетный гражданин г. Кашина И.Я. Кункин обратился к архиепископу Евсевию с просьбой «возобновить приделы, нарушенные в прежнее время в церкви Кашинского Дмитровского монастыря с подведением новых арок и пробивкою стен» по духовному завещанию московского мещанина В.Т. Струнникова. Архитектором В.И. Кузьминым был подготовлен проект (34).

Проект на возобновление приделов 

Фото 4. Проект на возобновление приделов. ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 80266. Л. 10.

В августе 1887 г. придельный храм в честь пророка Илии и св. Николая Мирликийского чудотворца был освящен архимандритом Виктором (35).

В 1887 г. для Троицкой церкви была составлена «Метрика для получения верных сведений о Божиих православных храмах, зданий и художественных предметов», в которой дано описание церкви, ее размеры, архитектурные особенности, расположение окон и дверей, описаны алтари и иконостасы в верхней и нижней церквах, росписи куполов, указан вес колоколов на колокольне и пр. (36).

В 1880-е гг. на средства И.Я. Кункина был исправлен иконостас, «под малахит окрашен и на полименте вызолочен», устроен новый престол из кипариса, возобновлена живопись на иконах и стенах, отремонтированы полы и стены. Освящение храма состоялось 26 октября 1888 г., в день великомученика Димитрия Солунского (37).

В 1885 г. архимандрит Виктор подает в Духовную консисторию прошение о разрешении построить в монастыре каменную трехпрестольную церковь «на месте существующей часовни, с перенесением сей последней на другое благовидное место». Консистория разрешила постройку - на сумму и материал, пожертвованные душеприказчиком вдовы купца Анны Яковлевны Ванчаковой кашинским потомственным почетным гражданином Василием Ивановичем Ярославцевым. Часть материалов для строительства (булыжный камень для фундамента, белый старицкий камень на цоколь и часть кирпича) уже были заготовлены. Стоимость постройки оценивалась приблизительно в 32000 руб. Проект был составлен архитектором К. Гельбигом и утвержден Строительным отделением тверского губернского правления (38). В 1889 г. был утвержден новый проект, по которому вместо запланированной однокупольной церкви, должна была быть построена пятиглавая церковь, рассчитанная на 600 человек молящихся (39). В 1890 г. было начато ее строительство (40). И наконец, в 1896 г. архитектором В.И. Назариным был составлен новый проект церкви, он был утвержден в июне этого года (41).

План и фасад на постройку вновь каменной церкви при Кашинском мужском монастыре 

Фото 5. План и фасад на постройку вновь каменной церкви при Кашинском мужском монастыре взамен утвержденной по протоколу Строительного отделения Тверского губернского правления от 22 марта 1891 г. 1896 апреля 27 дня. ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 82478. Л. 4.

В 1897 г. из земельных владений монастыря было отчуждено под Кашинскую ветку железной дороги 7 дес. В конце XIX в. земли за монастырем числилось 565 дес (42). В одной версте от монастыря на р. Кашинке в общем владении с Лихачевым имелась мукомольная мельница о 4-х поставах (43).

24 августа 1903 г. была окончена и освящена новая соборная церковь монастыря (44). Она была каменная, пятиглавая, с подвальным этажом. Главный престол был освящен во имя Божией матери Страстной Ея иконы и великомученика Димитрия Солунского. Второй престол — во имя трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (45).

 Кашинский Дмитровский монастырь

Фото 6. Кашинский Дмитровский монастырь. Фотография Прокудина-Горского.

В 1910 г. было принято решение построить в монастыре здание для Кашинской духовной семинарии. Проект и пояснительная записка к нему были составлены губернским архитектором В.И. Назариным. В здании предполагалось поместить 7 классов вместимостью на 300-340 человек, библиотеку, класс для музыки и пения, актовый зал, квартиры для ректора, инспектора и других служащих, интернат на 75 человек учащихся, а также образцовую школу. Был подготовлен проект двухэтажного, затем трехэтажного здания (46).

Проект здания духовной семинарии 

Фото 7. Проект здания духовной семинарии. РГИА. Ф. 835. Оп. 1. Д. 938. Л. 1.

18 сентября 1913 г. в Кашин выезжал архиепископ Антоний для закладки главного корпуса Кашинской Духовной семинарии (47).

После Октябрьской революции монастырь продолжал функционировать, принимать послушников (48). В здании семинарии в 1917 г. разместился совет депутатов трудящихся, в сентябре 1918 г. - 2-я советская школа 2-й ступени (49). С 1921 года монастырь стал женским. В 1929 г. монастырь был закрыт, церкви Дмитровского монастыря города Кашина заняты складами и мастерскими.

В настоящее время в состав ансамбля входят: Троицкая церковь и Страстной собор (со значительными утратами), бывшая семинария. Ограда, колокольня, трапезная, кельи, хозпостройки и монастырский сад не сохранились.

 

И.Н. Поведская, старший научный сотрудник Тверского государственного объединенного музея, Почетный работник культуры и искусства Тверской области

 

Использованная литература:

1. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. 180. Оп. 1. Д. 14.

2. Виноградов И.А. Археологическая экскурсия в село Кожино, в города Кашин, Калязин и Углич. Тверь, 1901. С.

20-21.

3. Списки иерархов настоятелей монастырей российския церкви. Сост. П. Строев. СПб., 1877. С. 467-468.

4. Журнал 78-го заседания Тверской ученой архивной комиссии (ТУАК) 31 октября 1900 г. С. 11-18.

5. Описание Кашинского Дмитровского монастыря Тверской епархии. Сост. Архимандрит Арсений. Тверь, 1901. С.25.

6. Фамилия Адриана (Андрея) Стефановича указана по-разному в разных документах: Акимов (Описание Кашинского Дмитровского монастыря… С. 29), Якимов (ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 934), Яковлев (ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 940), Ушаков (Институт истории материальной культуры (ИИМК РАН). Ф. Р-III. Д. 6454; ГАТО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 8).

7. ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 940.

8. ГАТО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 12.; Журнал 77-го заседания ТУАК 12 сентября 1900 г. С. 27-28, 32, 39.

9. ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 841.

10. ГАТО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 12.

11. Журнал 83-го заседания ТУАК 19-20 июня 1901 г. в г. Кашине. С. 45-48.

12. ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 799.

13. ГАТО. Ф. 160. Ф. 2. Д. 799.

14. Описание… С. 28.

15. Там же. С. 37.

16. Там же. С. 19.

17. ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 853, 852.

18. ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 863.

19. ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 866.

20. ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 803.

21. ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 880.

22. ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 897.

23. ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 902.

24. Описание… С.21.

25. ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 918.

26. ГАТО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 8.

27. Описание… С. 28.

28. ГАТО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 12.

29. Описание… С. 31.

30. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 834. Оп. 3. Д. 3109.

31. ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 934.

32. РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3109.

33. Описание… С. 43.

34. ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 80266.

35. ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 940.

36. Научный архив ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 6454.

37. ГАТО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 8.

38. ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 80071.

39. ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 81044.

40. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 1378.

41. ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 82478.

42. ГАТО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 12.

43. И. Добровольский. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 609.

44. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2000.

45. ГАТО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 17.

46. РГИА. Ф. 835. Оп. 1. Д. 938.

47. РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2611.

48. ГАТО. Ф. 180. Оп. 1. Д. 4

49. Кошелевский В.Н. Летопись Кашина VI-XX вв. Тверь, 1999. С. 86.

50. И.Н. Поведская. К истории Кашинского Дмитровского монастыря. Краеведческая конференция «Кашинский край: нити времен и судеб», 27 ноября 2015 г. ©.

 

Документ охраняется законом об авторском праве (см. источник), некоммерческим проектом «Кашин Православный» публикуется в ознакомительных целях в помощь краеведам Кашинского края и патриотам нашей Родины.

 

«Кашин Православный», с 2010 года от Р.Х. ©